Использование дидактических возможностей «Тотального диктанта» для подготовки к ГИА по русскому языку
В центре внимания педагогов и методистов при разработке дидактических пособий для учащихся-выпускников старших классов находятся вопросы формирования лингвистической и коммуникативно-речевой компетенций у учащихся. При этом и педагоги практики, и разработчики методических материалов постоянно находятся в поиске наиболее оптимальных и эффективных форм работы с учащимися, которые бы способствовали не механическому усвоению материала, а формированию прочных навыков на основе осознанного подхода к материалу.
«Тотальный диктант» как акция по добровольной проверке грамотности приобрел статус всероссийского мероприятия. Каждый год число участников, которые становятся приверженцами акции, растет, поэтому использование материалов «тотального диктанта» может стать частью предэкзаменационной подготовки. Тексты, которые выбираются для проведения акции, методически соответствуют перечню дидактических единиц, которые должен усвоить выпускник в области орфографии и пунктуации. Помимо отработки орфографических и пунктуационных навыков, на уроках можно организовать работу, связанную с развитием навыков связной речи, опираясь на тексты писателей и публицистов.
Упражнения к текстам «Тотального диктанта» могут быть условно разделены на четыре блока:
- Правописный практикум: упражнения этого типа направлены на формирование навыков выбора соответствующих орфограмм и пунктограмм, знание которых проверяется в ходе экзамена.
- Речевой практикум: задания, направленные на формирование умений работать с текстом, а также обучение навыкам связной речи.
- Лексико-грамматический практикум: задания, цель которых состоит в обучении использованию лексико-грамматических норм в речи.
- Лексико-стилистический практикум: задания, направленные на формирование навыков стилистического анализа текста, а также анализа его композиционно-речевых особенностей, используемых выразительных средств и их роли в тексте.
Методика организации работы с материалами «Тотального диктанта» при подготовке к аттестации
Рассмотрим использование разных типов заданий применительно к текстам «Тотального диктанта» по разным тематическим блокам. Задания правописного практикума могут быть сформулированы следующим образом:
- Прочитайте текст, определите тип орфограмм в выделенных словах и сформулируйте нормы их написания.
- Распределите слова из текста диктанта по видам орфограмм в соответствии с предложенными критериями (в виде пунктов списка или колонок таблицы), объясните их правописание.
- Распределите слова из текста диктанта по типам норм, знания которых проверяет орфографической части экзаменационной работы в соответствии с типом орфограммы.
- Отредактируйте ошибки в написании слов из текста диктанта, объясните выбор правильного написания.
- Составьте таблицу (схему) для обобщения правил правописания всех орфограмм, встречающихся в тексте диктанта, проиллюстрируйте теоретические положения примерами их текста.
Задания для речевого практикума строятся на основании речевых задач, предусмотренных контрольно-измерительными материалами экзаменационной работы:
- Прочитайте текст, определите его тему и основную проблему.
- Найдите в тексте примеры, которые подтверждают правильность определения вами проблематики, и объясните, какую роль они играют в раскрытии проблемы текста.
- Определите, как связаны между собой два аргумента, найдите этому подтверждение на формально-языковом уровне (наличие противопоставления, поясняющих союзов, вводных слов и проч.).
- Определите, в чем состоит позиция автора по проблеме, выскажите свое мнение относительно данной проблемы, обоснуйте согласие или несогласие с позицией автора.
Задания лексико-грамматического и лексико-стилистического практикума касаются различных норм речи, которые используются для построения высказывания, образования форм слов и проч.:
- Найдите в тексте диктанта слова с переносной семантикой, объясните их значение в контексте.
- Определите, в каком значении употреблены подчеркнутые слова, сформулируйте их общеязыковое значение.
- Определите стиль и тип речи текста, свое мнение обоснуйте, укажите коммуникативную цель текста, стилеобразующие черты, языковые особенности.
- К выделенным словам в тексте диктанта подберите паронимы (синонимы, антонимы), составьте с ними словосочетания.
- Найдите в тексте фразеологизмы (тропы, фигуры речи), определите их значение, роль в тексте.
- Найдите в тексте диктанта предложения с причастными, деепричастными оборотами, а также однородными членами, несогласованными приложениями, сложными предложениями и проч., объясните нормы их построения, составьте схемы предложений, проведите их синтаксический разбор.
- Укажите нормы образования слов, приведите примеры неправильного употребления этих слов речи, сформулируйте правила (морфологические нормы) для данного случая.
Таким образом, использование текстов «Тотального диктанта» для проведения занятий, направленных на подготовку к ГИА по русскому языку, позволяет создать вариативность урока, обобщить теоретический материал, восполнить пробелы в знаниях и сформировать необходимые практические умения и компетенции, в которых нуждается ученик для успешной сдачи экзамена.