Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование биографических текстов в преподавании РКИ

Использование биографических текстов в преподавании РКИ

Определение 1

Тексты биографического характера – это вербальные материалы, посвященные рассказу о жизненном пути выдающихся людей: писателей, ученых, общественных деятелей, политиков и проч.

Биографические тексты давно вошли в методику языкового образования: они используются не только в работе с инофонами, но и при обучении родному языку. Это связано с дидактическим потенциалом таких текстов: они расширяют кругозор учеников, обогащают сведениями историко-культурного характера, способствуют формированию стратегий осмысленного чтения.

В преподавании РКИ биографические тексты являются также ценным источником лингвострановедческих сведений, связанных с историей, культурой, общественной жизни России. Читая тексты-биографии, инофоны могут познакомиться с личностью известных людей нашей страны, понять их роль в развитии русской и мировой культуры и истории.

Тексты биографического характера также обладают рядом языковых достоинств, позволяющих использовать их в качестве дидактического характера, в частности, они:

  • обладают четкой композиционной структурой, облегчающей восприятие и понимание;
  • носят повествовательный, динамичный характер;
  • представляют собой развернутые монологические высказывания, выступающие как образцы для устной и письменной речи учеников.

Методика работы с текстами-биографиями на уроках РКИ

Тексты-биографии подразделяются на группы по тематическому принципу:

  1. Биографии выдающихся исторических деятелей (глав государств, политиков, полководцев).
  2. Биографии ученых и общественников.
  3. Биографии деятелей культуры и искусств.

Тексты-биографии, как правило, сопровождаются фотографией (портретом) персоны, которой они посвящены, а также справочной информацией о годах жизни, сфере деятельности, в которой прославился герой текста.

Замечание 1

Работа с текстами-биографиями, как и с любыми другими текстами, включает три этапа: предтекстовый, текстовый и посттекстовый.

«Использование биографических текстов в преподавании РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Цель предтекстового этапа – создать необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой для восприятия текста, а также работать над формированием «текстовой интуиции», предвосхищением содержания текста.

Приемы, которые могут быть использованы на данном этапе:

  1. Демонстрация портрета (фотографии) персоны, которой посвящен текст, и проведение беседы на выявление степени знакомства инофонов с личностью героя текста. Как правило, ученики знакомы с выдающимися деятелями в области политики, военного дела, искусства и культуры, поэтому могут узнать их изображение и вкратце рассказать о персоне, охарактеризовать область ее деятельности.
  2. Обсуждение заглавия текста, которое является ключом к содержанию. Педагог выясняет уровень понимания заголовка и просит подумать, о чем (о ком) предложенный для чтения текст.
  3. Составление ассоциативного «поля смыслов», которое вызывает заглавие текста, фотография героя.
  4. Игра «Верю / не верю»: педагог зачитывает утверждения, которые касаются возможных фактов биографии героя текста, а ученики отмечают те, которые, на их взгляд, соответствует действительности. После прочтения текста правильность выбранных утверждений проверяется.
Определение 2

Текстовый этап – процесс работы над текстом, который включает его чтение (вслух, самостоятельно) и обсуждение.

В ходе обсуждения выясняются следующие вопросы: тематика текста, уровень его понимания; фактические сведения, лежащие в основе повествования; структура текста; ключевые слова и проч.

Для оценки понимания текста можно использовать следующие виды упражнений:

  1. Отметить утверждения, соответствующие содержанию текста.
  2. Ответить на вопросы по содержанию текста.
  3. Найти и процитировать в тексте фрагмент, относящийся к определенной теме.
  4. Составить план текста / расположить пункты готового плана в той последовательности, в которой они представлены в тексте.
  5. Дать толкование выделенным словам и выражениям.
  6. Подобрать синонимы к выделенным словам.

Послетекстовый этап включает работу над языком текста, а также его интерпретацией. Для понимания смысла текста необходимо полное понимание значения языковых единиц, в нем используемых, поэтому на данном этапе педагог активизирует работу над анализом формально-языковых особенностей текста:

  1. Формирование корпуса новой лексики, работа над ее семантизацией.
  2. Разбор сложных грамматических форм, синтаксических конструкций, затрудняющих понимание текста.
  3. Поиск идиом, устойчивых сочетаний и определение их значения.
  4. Выявление слов, употребленных в переносном значении, обсуждение их семантики.
  5. Заполнение таблиц, посвященных языковым (или тематическим) особенностям текстов.
  6. Написание рецензий (эссе), создание устных отзывов, диалогов на основе прочитанного текста.

Использование текстов-биографий возможно и для организации проектной работы на уроке. Для этого ученики делятся на группы, каждая из которых получает биографический текст и задания ознакомиться с ним, выполнить упражнения языкового характера и представить его содержание другим группам. Можно организовать эту работу в творческом ключе: подготовка презентации в компьютерном классе, составление «Досье» или оформление лэпбука, посвященного известной персоне.

Дата последнего обновления статьи: 19.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot