Использование биографических текстов в преподавании РКИ
Тексты биографического характера – это вербальные материалы, посвященные рассказу о жизненном пути выдающихся людей: писателей, ученых, общественных деятелей, политиков и проч.
Биографические тексты давно вошли в методику языкового образования: они используются не только в работе с инофонами, но и при обучении родному языку. Это связано с дидактическим потенциалом таких текстов: они расширяют кругозор учеников, обогащают сведениями историко-культурного характера, способствуют формированию стратегий осмысленного чтения.
В преподавании РКИ биографические тексты являются также ценным источником лингвострановедческих сведений, связанных с историей, культурой, общественной жизни России. Читая тексты-биографии, инофоны могут познакомиться с личностью известных людей нашей страны, понять их роль в развитии русской и мировой культуры и истории.
Тексты биографического характера также обладают рядом языковых достоинств, позволяющих использовать их в качестве дидактического характера, в частности, они:
- обладают четкой композиционной структурой, облегчающей восприятие и понимание;
- носят повествовательный, динамичный характер;
- представляют собой развернутые монологические высказывания, выступающие как образцы для устной и письменной речи учеников.
Методика работы с текстами-биографиями на уроках РКИ
Тексты-биографии подразделяются на группы по тематическому принципу:
- Биографии выдающихся исторических деятелей (глав государств, политиков, полководцев).
- Биографии ученых и общественников.
- Биографии деятелей культуры и искусств.
Тексты-биографии, как правило, сопровождаются фотографией (портретом) персоны, которой они посвящены, а также справочной информацией о годах жизни, сфере деятельности, в которой прославился герой текста.
Работа с текстами-биографиями, как и с любыми другими текстами, включает три этапа: предтекстовый, текстовый и посттекстовый.
Цель предтекстового этапа – создать необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой для восприятия текста, а также работать над формированием «текстовой интуиции», предвосхищением содержания текста.
Приемы, которые могут быть использованы на данном этапе:
- Демонстрация портрета (фотографии) персоны, которой посвящен текст, и проведение беседы на выявление степени знакомства инофонов с личностью героя текста. Как правило, ученики знакомы с выдающимися деятелями в области политики, военного дела, искусства и культуры, поэтому могут узнать их изображение и вкратце рассказать о персоне, охарактеризовать область ее деятельности.
- Обсуждение заглавия текста, которое является ключом к содержанию. Педагог выясняет уровень понимания заголовка и просит подумать, о чем (о ком) предложенный для чтения текст.
- Составление ассоциативного «поля смыслов», которое вызывает заглавие текста, фотография героя.
- Игра «Верю / не верю»: педагог зачитывает утверждения, которые касаются возможных фактов биографии героя текста, а ученики отмечают те, которые, на их взгляд, соответствует действительности. После прочтения текста правильность выбранных утверждений проверяется.
Текстовый этап – процесс работы над текстом, который включает его чтение (вслух, самостоятельно) и обсуждение.
В ходе обсуждения выясняются следующие вопросы: тематика текста, уровень его понимания; фактические сведения, лежащие в основе повествования; структура текста; ключевые слова и проч.
Для оценки понимания текста можно использовать следующие виды упражнений:
- Отметить утверждения, соответствующие содержанию текста.
- Ответить на вопросы по содержанию текста.
- Найти и процитировать в тексте фрагмент, относящийся к определенной теме.
- Составить план текста / расположить пункты готового плана в той последовательности, в которой они представлены в тексте.
- Дать толкование выделенным словам и выражениям.
- Подобрать синонимы к выделенным словам.
Послетекстовый этап включает работу над языком текста, а также его интерпретацией. Для понимания смысла текста необходимо полное понимание значения языковых единиц, в нем используемых, поэтому на данном этапе педагог активизирует работу над анализом формально-языковых особенностей текста:
- Формирование корпуса новой лексики, работа над ее семантизацией.
- Разбор сложных грамматических форм, синтаксических конструкций, затрудняющих понимание текста.
- Поиск идиом, устойчивых сочетаний и определение их значения.
- Выявление слов, употребленных в переносном значении, обсуждение их семантики.
- Заполнение таблиц, посвященных языковым (или тематическим) особенностям текстов.
- Написание рецензий (эссе), создание устных отзывов, диалогов на основе прочитанного текста.
Использование текстов-биографий возможно и для организации проектной работы на уроке. Для этого ученики делятся на группы, каждая из которых получает биографический текст и задания ознакомиться с ним, выполнить упражнения языкового характера и представить его содержание другим группам. Можно организовать эту работу в творческом ключе: подготовка презентации в компьютерном классе, составление «Досье» или оформление лэпбука, посвященного известной персоне.