Жанровые особенности басни и их роль в преподавании РКИ
Введение аутентичных художественных текстов в процесс обучения РКИ значительно повышает эффективность преподавания и помогает иностранным ученикам быстрее адаптироваться к новым языковым явлениям.
Басня выступает одним из наиболее востребованных типов художественных произведений, которые можно использовать для комплексной работы с текстом на занятиях. Особенности басни как жанра определяют ее дидактическую ценность:
- Занимательный сюжет, основанный на жизненных ситуациях и правдоподобных характерах.
- Язык басни близок к разговорной речи, отличается свободой, непринужденным характером, ярко и образно передает особенности характера персонажей.
- Проблематика басни связана с морально-этическими вопросами, помогающими осмыслить специфику русского менталитета и духовно-нравственных ценностей.
- Басня основана на аллегории, иносказательном сопоставлении, поэтому ее понимание и осмысление предполагает участие воображения, творческого подхода к прочтению и интерпретации.
- Своеобразие языка басни (меткие, образные слова и выражения, оценочная лексика, просторечные элементы, фразеологизмы) способствует более быстрому развитию речевых навыков.
- Наличие морали (этического вывода), способствующего развитию навыков смыслового обобщения и интерпретации текста, осознанию его подтекста.
Использование басни на уроках возможно при различном уровне владения русским языком: учитель подбирает текст, который отвечает лексико-грамматической подготовке учеников, или адаптирует аутентичный.
Использование басни в преподавании РКИ: содержательно-языковый анализ и его приемы
Варианты работы с текстом басни различны. Учитель может использовать задания на анализ содержания и сюжета, а также упражнения языкового характера.
Для изучения сюжета басни можно использовать следующие приемы:
- Соотнести отрывок из басни с ее названием и автором.
- Узнать басню по иллюстрации.
- Определить название басни по описанию.
- Восстановить правильную последовательность фрагментов басни.
- Вспомнить пропущенные слова (строки).
- Определить, кому принадлежит та или иная реплика.
Для развития языковых и речевых навыков можно использовать различные виды упражнений, которые ориентированы на совершенствование произносительных, лексико-грамматических компетенций, а также умений работать с текстом.
Улучшить навыки чтения, восприятия звучащей речи, развивать культуру произношения помогают следующие упражнения с текстом басни:
- Выразительное чтение басни по ролями.
- Прослушивание образцового (актерского) исполнения басни с последующим анализом его манеры и воспроизведением особенностей ее в своем чтении.
- Инсценированное чтение басен наизусть.
- Сравнительно-сопоставительный анализ чтецкой интерпретации басен.
Для совершения грамматико-речевых навыков с опорой на текст басни преподаватель предлагает инофонам следующие типы заданий:
- Определить частеречную принадлежность слов фрагмента.
- Охарактеризовать морфологические признаки той или иной формы слова.
- Восстановить деформированный текст (например, употребить глаголы или существительные, стоящие в начальной форме, в том виде, который требуется контекстом).
- Объяснить лексическое значение слова (с помощью разных типов словарей: толковых, словарей лексических трудностей языка и проч.). Например, слово «плоды» из басни И. А. Крылова «Свинья под дубом» употребляется автором не в прямом, а в переносном значении: достижения, результаты.
- Подобрать контексты, в которых слово из басни может использоваться в современной речи, или объяснить, почему слово не используется в речи сейчас (устаревшее, вышедшее из употребления). К примеру, в басне И.А. Крылова «Квартет» используется слово «пленять»: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет». Глагол «пленять» относится к пласту устаревшей книжной лексики и употребляется в значении «очаровывать». В современной речи этот глагол встречается редко, как и прилагательное «пленительный», что значит «очаровательный, восхитительный».
- Подобрать к слову синонимы, объяснить, чем они различаются в значении и употреблении. Выписать оценочные слова и выражения, выявить в них словообразовательные показатели оценки (например, суффиксы с оценочным значением). В баснях И. А. Крылова используются многочисленные слова, имеющие оценочное значение: дружище, мастерище; голубушка, шейка, глазки; ларчик и проч. Ученикам важно показать, как формируется оценочная семантики, а также какова стилистическая функция этих слов.
- Объяснить значение устаревших слов и выражений, а также дать историко-культурный комментарий к некоторым понятиям и терминам. К примеру, в басне «Осел и соловей» И.А. Крылов называет Соловья «любимец и певец Авроры», употребляя перифраз. Аврора – в римской мифологии богиня утренней зари.
- Прокомментировать строение предложений, а также особенности употребления диалога, прямой речи.
Варианты зданий, связанных с работой над развитием связной речи и навыков анализа текста, также различны. Педагог может предложить написать рецензию или отзыв, посвященные произведению, использовать басенную ситуацию как аргумент в устных ответах и письменных работах учеников, а также инициировать конкурс прозаических басен, которые ученики придумывают самостоятельно.
Таким образом, русские басни являются ценным дидактическим материалом при обучении РКИ и должны использоваться в учебном процессе наравне с другими аутентичными текстами.