Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование басни в преподавании РКИ

Жанровые особенности басни и их роль в преподавании РКИ

Введение аутентичных художественных текстов в процесс обучения РКИ значительно повышает эффективность преподавания и помогает иностранным ученикам быстрее адаптироваться к новым языковым явлениям.

Басня выступает одним из наиболее востребованных типов художественных произведений, которые можно использовать для комплексной работы с текстом на занятиях. Особенности басни как жанра определяют ее дидактическую ценность:

  1. Занимательный сюжет, основанный на жизненных ситуациях и правдоподобных характерах.
  2. Язык басни близок к разговорной речи, отличается свободой, непринужденным характером, ярко и образно передает особенности характера персонажей.
  3. Проблематика басни связана с морально-этическими вопросами, помогающими осмыслить специфику русского менталитета и духовно-нравственных ценностей.
  4. Басня основана на аллегории, иносказательном сопоставлении, поэтому ее понимание и осмысление предполагает участие воображения, творческого подхода к прочтению и интерпретации.
  5. Своеобразие языка басни (меткие, образные слова и выражения, оценочная лексика, просторечные элементы, фразеологизмы) способствует более быстрому развитию речевых навыков.
  6. Наличие морали (этического вывода), способствующего развитию навыков смыслового обобщения и интерпретации текста, осознанию его подтекста.

Использование басни на уроках возможно при различном уровне владения русским языком: учитель подбирает текст, который отвечает лексико-грамматической подготовке учеников, или адаптирует аутентичный.

Использование басни в преподавании РКИ: содержательно-языковый анализ и его приемы

Варианты работы с текстом басни различны. Учитель может использовать задания на анализ содержания и сюжета, а также упражнения языкового характера.

Для изучения сюжета басни можно использовать следующие приемы:

  1. Соотнести отрывок из басни с ее названием и автором.
  2. Узнать басню по иллюстрации.
  3. Определить название басни по описанию.
  4. Восстановить правильную последовательность фрагментов басни.
  5. Вспомнить пропущенные слова (строки).
  6. Определить, кому принадлежит та или иная реплика.

Для развития языковых и речевых навыков можно использовать различные виды упражнений, которые ориентированы на совершенствование произносительных, лексико-грамматических компетенций, а также умений работать с текстом.

Улучшить навыки чтения, восприятия звучащей речи, развивать культуру произношения помогают следующие упражнения с текстом басни:

«Использование басни в преподавании РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Выразительное чтение басни по ролями.
  2. Прослушивание образцового (актерского) исполнения басни с последующим анализом его манеры и воспроизведением особенностей ее в своем чтении.
  3. Инсценированное чтение басен наизусть.
  4. Сравнительно-сопоставительный анализ чтецкой интерпретации басен.

Для совершения грамматико-речевых навыков с опорой на текст басни преподаватель предлагает инофонам следующие типы заданий:

  1. Определить частеречную принадлежность слов фрагмента.
  2. Охарактеризовать морфологические признаки той или иной формы слова.
  3. Восстановить деформированный текст (например, употребить глаголы или существительные, стоящие в начальной форме, в том виде, который требуется контекстом).
  4. Объяснить лексическое значение слова (с помощью разных типов словарей: толковых, словарей лексических трудностей языка и проч.). Например, слово «плоды» из басни И. А. Крылова «Свинья под дубом» употребляется автором не в прямом, а в переносном значении: достижения, результаты.
  5. Подобрать контексты, в которых слово из басни может использоваться в современной речи, или объяснить, почему слово не используется в речи сейчас (устаревшее, вышедшее из употребления). К примеру, в басне И.А. Крылова «Квартет» используется слово «пленять»: «И сели на лужок под липки пленять своим искусством свет». Глагол «пленять» относится к пласту устаревшей книжной лексики и употребляется в значении «очаровывать». В современной речи этот глагол встречается редко, как и прилагательное «пленительный», что значит «очаровательный, восхитительный».
  6. Подобрать к слову синонимы, объяснить, чем они различаются в значении и употреблении. Выписать оценочные слова и выражения, выявить в них словообразовательные показатели оценки (например, суффиксы с оценочным значением). В баснях И. А. Крылова используются многочисленные слова, имеющие оценочное значение: дружище, мастерище; голубушка, шейка, глазки; ларчик и проч. Ученикам важно показать, как формируется оценочная семантики, а также какова стилистическая функция этих слов.
  7. Объяснить значение устаревших слов и выражений, а также дать историко-культурный комментарий к некоторым понятиям и терминам. К примеру, в басне «Осел и соловей» И.А. Крылов называет Соловья «любимец и певец Авроры», употребляя перифраз. Аврора – в римской мифологии богиня утренней зари.
  8. Прокомментировать строение предложений, а также особенности употребления диалога, прямой речи.

Варианты зданий, связанных с работой над развитием связной речи и навыков анализа текста, также различны. Педагог может предложить написать рецензию или отзыв, посвященные произведению, использовать басенную ситуацию как аргумент в устных ответах и письменных работах учеников, а также инициировать конкурс прозаических басен, которые ученики придумывают самостоятельно.

Таким образом, русские басни являются ценным дидактическим материалом при обучении РКИ и должны использоваться в учебном процессе наравне с другими аутентичными текстами.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot