Интерактивный рабочий лист как образовательное средство
Необходимость индивидуализации процесса обучения, создания интерактивной развивающей среды и внедрения новых форм организации самостоятельной деятельности школьников обусловила появление такого типа заданий как интерактивный рабочий лист.
Интерактивный рабочий лист – это созданное с помощью средств мультимедиа учебно-дидактическое пособие для самостоятельной работы с темой или отдельным ее аспектом.
Преимуществами интерактивных рабочих листов по сравнению с другими типами дидактических материалов являются:
- Интерактивность, возможность активизировать учебную деятельность ученика за счет выполнения заданий, требующих привлечения дополнительных источников информации, применения новых способов действий.
- Мобильность: задания в интерактивном листе легко адаптировать под любую тему и уровень подготовки.
- Дифференцированный подход: рабочий лист составляется с учетом образовательных потребностей ребенка, его возможностей и трудностей, которые он испытывает в обучении.
- Многофункциональность: с помощью рабочего листа можно реализовывать различные учебные задачи (например, закреплять изученные темы, повторять и обобщать, осуществлять текущий контроль).
- Удобство проверки и оценивания: задания в интерактивном рабочем листе могут строиться с учетом автоматической проверки (интерактивный диктант, онлайн-тест).
- Возможность использования как дополнительного учебного материала при организации самостоятельной и (или) домашней работы.
Интерактивный рабочий лист представляет собой цифровой дидактический материал, который направлен на развитие конкретных учебных действий. Задания в интерактивном рабочем листе группируются вокруг одной темы (понятия) и направлены на формирование опознавательных, классифицирующих, правописных, грамматических, стилистических умений и навыков. Особенностью рабочего листа является то, что задания в нем направлены на формирование определенной группы навыков и располагаются в порядке возрастания их сложности. Это необходимо учитывать при составлении рабочих листов. Так, рабочий лист по теме «Деепричастие как часть речи» в 7 классе будет включать сначала задания на поиск и опознание деепричастий в текстах (упражнениях), затем на образование деепричастий, а потом – на определение их роли в предложении.
Роль интерактивного рабочего листа в преподавании русского языка
В языковом обучении интерактивный рабочий лист может применяться в следующих случаях:
- при организации групповой самостоятельной работы на уроке,
- при обучении детей дистанционно,
- при формировании индивидуальных домашних заданий,
- в качестве средства текущего контроля и диагностики уровня обучения.
Создание интерактивного рабочего листа возможно с использованием специальных сервисов, а также других инструментов (например, редактора Google, стандартного пакета офисных программ). Рабочий лист может быть создан и как слайд презентации, только в этом случае учитель должен позаботиться о том, чтобы все интерактивные элементы (ссылки, навигационные кнопки) работали корректно.
Рассмотри типы заданий, которые целесообразно включать в интерактивный рабочий лист:
- Задания, связанные с выполнением интерактивных тестов. Это могут быть теоретические тесты, тесты на правописание, а также тесты, основанные на поиске верных и неверных утверждении; интерактивные диктанты.
- Упражнения на сравнение и классификацию (заполнить таблицу, распределить слова в две колонки, отметить только слова, отвечающие заданным условиям).
- Задания-конструкторы: составление предложений, словосочетаний по заданным образцам.
- «Пазлы»: собрать из исходных элементов (морфем) слова.
- «Грамматический тренажер»: образовать заданные формы слов.
- «Лента превращений»: построить словообразовательные цепи, состоящие из слов разных частей речи; просклонять составные числительные; проспрягать глаголы.
- Лингвистические игры: кроссворды, ребусы, викторины.
Удобство интерактивного рабочего листа определяется его универсальностью. Так, для учеников 5-7 классов рабочие листы могут быть более красочными, содержать игровые упражнения и картинный материал. Для старшеклассников в листы можно включать краткое изложение теоретической информации, что позволит использовать их как опорные конспекты для повторения темы к экзамену.
Создавая рабочий лист, педагог должен определить его дидактическую направленность, продумать структуру и место в учебном процессе. Количество заданий разного типа в учебном листе может колебаться от одного (если это объемный тест) до трех-пяти. При этом важно стремиться не к количеству заданий, а к их качеству и занимательности для учеников.