Интеракционизм в исследовании языковой коммуникации
Интеракционизм – это термин, пришедший в языкознание из социальной психологии и применяемый для описания особенностей языковой коммуникации. Следует отметить, что единого мнения относительно природы процесса языкового общения среди лингвистов, занимающихся изучением коммуникации, не существует. Различные аспекты, которые акцентируются при анализе языкового общения, позволяют выстраивать различные его модели. Интеракционизм представляет собой один из возможных способов описания сущности языковой коммуникации.
Интеракционизм в коммуникации – это направление в изучении языкового взаимодействия индивидов, в котором существенным аспектом являются социальные и культурные условия, сопровождающие коммуникацию.
По мысли интеракционистов, чтобы понять сущность коммуникации, необходимо исследовать не языковой код, посредством которого оформляется передаваемая информация, а социальные условия, в которых она протекает. Потому что изменения смысловой составляющей коммуникации обусловлено не кодом (языком), а социальной практикой взаимодействующих в процессе языкового общения индивидов.
В данной модели коммуникации «незначимыми» элементами процесса также оказываются традиционные «говорящий» и «слушающий», потому что коммуникация возможна без намерения (интенции), исходящей от адресанта, и без ответной реакции адресата на основе восприятия услышанного. Например, в определенной ситуации даже молчание, которое является, по сути, отказом от говорения, приобретает коммуникативную значимость. Иногда взгляд или жест может быть выразительнее любого языкового «кода», в то же время те аспекты человеческого поведения, в которые адресант изначально не вкладывал коммуникативного смысла (интенции), оказываются значимыми в смысловом отношении.
Иными словами, коммуникация возникает как следствие социальной практики, связанной с порождением и восприятием смыслов в процессе человеческого взаимодействия. При этом большую роль играет активность воспринимающего субъекта, поскольку без нее формирование смыслов и их интерпретация были бы невозможными. Порождение смыслов в процессе общения как раз и возникает в результате того, что в социальной психологии получает название интеракции, то есть в процессе постоянного взаимодействия людей в социальной практике. Социальную практику здесь следует понимать не в узком смысле как, например, ограниченную только совместной деятельностью. Она включает более широкие процессы совместного переживания действительности, выработки общих смыслов, коллективных представлений, с помощью чего достигается социальная общность. И поскольку достижение этой общности представляет собой не статичный, а динамический процесс, то и коммуникация всегда направлена на достижение этой общности в каждом новом коммуникативном акте.
Особенности интеракционной модели коммуникации
Определяя роль коммуникантов в общении, интеракционная модель предлагает новый по сравнению с традиционным представлением о достижении взаимопонимания критерий успешности общения. Здесь ведущая роль принадлежит реципиенту и его интерпретации. Именно способность «слушающего» понять и должным образом истолковать полученную от «говорящего» информацию является залогом успешности общения. Это меняет как статус коммуникантов в общении, так и ее модель.
Традиционные модели общения построены на принципе симметрии: речевое поведение «говорящего» и «слушающего» идентичны. Первый «шифрует» неречевые смыслы в дискретные единицы языкового кода, а второй подвергает их дешифровке, получая исходные смыслы. Однако в этой модели очевидны изъяны. Так, реципиент может в процессе дешифровки получить совсем не те смыслы, которые были заложены в сообщение его автором.
Рассмотрим это на следующем примере. Жена говорит мужу, что рядом с домом открылся новый цветочный магазин. Истинная цель ее сообщения не информирующая: женщина намекает мужу, что хотела бы получить в подарок букет. При этом муж не воспринимает «подтекст» сообщения, рассматривая его с точки зрения простой констатации фактов.
Интеракционная модель коммуникации, как видно из приведенного примера, понимает общение не просто как обмен информацией на основе понятного собеседникам языкового «кода», а как социально обусловленную ситуацию взаимодействия между индивидами, для успешного протекания которой необходимо знание социального и культурного контекста, психологии собеседника, его возможных речевых намерений, социальных позиций и так далее. Акцент, таким образом, переносится с языковой составляющей коммуникации на социокультурную.
Интеракционизм в коммуникации близок к понятию дискурса, охватывающего как речевое сообщение, так и контекст, сопровождающий его создание. Интеракционная модель коммуникации предполагает, что не существует изначально заданного смысла, который должен быть передан в процессе общения. Наоборот, смыслы рождаются в процессе коммуникации, что и позволяет ей быть способом воспроизводства новой социально значимой информации.