Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Информационно-кодовая модель в коммуникации

Информационно-кодовая модель в коммуникации

Определение 1

Информационно-кодовая модель коммуникации – универсальная теоретическая схема, представляющая собой описание процессов обмена информацией между субъектами на основе ряда обобщенных категорий, таких как: сигнал, код, канал связи, помехи и проч.

Информационно-кодовая модель делает акцент на сообщении и способе его передачи, то есть на информационной составляющей общения. По мысли сторонников данной теории, общение есть процесс обмена информацией, и критерием его успешности является отсутствие потери информации при ее передаче.

Информационная модель коммуникации включает аспект отправителя сообщения и аспект получателя. В соответствии с этим можно представить ее как процесс, направленный от отправителя к получателю:

  1. Отправитель, желая передать некое неречевое содержание (информацию) использует для этого определенный канал (например, слуховой или зрительный, соответственно устную или письменную речь) и с помощью языкового кода, понятного для получателя, преобразует эту информацию в сигнал, который доходит до получателя.
  2. Получатель преобразует кодовый сигнал в соответствии с принятыми правилами дешифровки и получает информационные смыслы, заложенные в сообщение отправителем.

Коммуникация может осложняться наличием помех, которые возникают в процессе передачи информации. Это могут быть и чисто технические причины (например, при опосредованном общении), или физические (например, износ бумажного носителя, на котором зафиксирован текст), или физиологические (отсутствие у «говорящего» правильно артикуляции или проблемы восприятия звучащей речи у «слушающего»).

Кроме этого, на качество информации также влияют процессы кодирования / декодирования: необходимо, чтобы код был известен коммуникантам, чтобы интерпретация осуществлялась на основе общих правил, а также, чтобы код был адекватен передаваемому сообщению и обстановке общения. Типичный пример искажения смысла на уровне кодировки – использование иностилевых высказываний, которые снижают коммуникативную эффективность высказывания.

«Информационно-кодовая модель в коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Преимущества и недостатки информационно-кодовой модели

Информационно-кодовая модель рассматривает общение сточки зрения кибернетики, то есть она описывает самоорганизацию феномена коммуникации. В соответствии с этой модель могут быть описаны разные типы взаимодействия: как между реальными субъектами, так и между человеком и машиной. У нее есть свои достоинства и недостатки. К несомненным положительным сторонам модели можно отнести:

  1. Универсальный характер, поскольку она применима к различным коммуникативным ситуациям и видам общения.
  2. Учет знаково-символической специфики языковой коммуникации.
  3. Интерсубъективный характер, предполагающий рассмотрение процесса общения как двунаправленного акта передачи – получения информации.
  4. Учет различных компонентов коммуникативной ситуации: языковых и внеязыковых.

У предложенной модели также есть и отрицательные стороны:

  1. Упрощение процесса общения, сведение всей его сложности к простому обмену информацией в ходе кодирования / декодирования смыслов.
  2. Отказ от признания того, что в процессе общения происходит не просто обмен информацией, но и приращение смысла.
  3. Абсолютизация намеренного передаваемой информации без учета тех компонентов сообщения, которые передаются ненамеренно и даже неосознанно (например, эмоции адресанта, его переживания или отношение к предмету речи или собеседнику).
  4. Примитивно понимая интерсубъектность, при которой получатель и отправитель сообщения играют второстепенную роль, поскольку в поле анализе исследователя не попадают их интенции и коммуникативные ожидания.

Критика информационно-кодовой в современной теории коммуникации

Продолжительное время информационно-кодовая модель коммуникации была доминирующей при описании процессов общения. Однако лингвисты, используя ее для описания различных коммуникативных ситуаций, отметили, что она либо не работает, либо работает плохо при описании следующих феноменов:

  1. В ситуациях «бескодовой» коммуникации, когда особенности коммуникативной ситуации ясно показывают адресату то, что имел в виду адресант. Например, маленький ребенок, указывая матери на игрушку, демонстрирует тем самым, что желает получить ее. В этой ситуации нет привычного вербального кода, да и сам указательный жест отличается от намеренного использования языка жестов во взрослой коммуникации, однако это не препятствует пониманию. Со стороны ребенка также сложно говорить о наличии специальных действий, связанных с «кодированием» информации и намеренной ее передачей.
  2. В тех ситуациях, когда смысл передаваемой информации больше, чем тот, который заложен в языковом коде. Например, если женщина говорит мужчине, что любит розы, она не просто информирует его о своих вкусах, она намекает на то, что ей нужно подарить букет. Очевидно, что пропозициональный смысл здесь не равен пресуппозиции.
  3. В тех ситуациях, когда отправитель не имеет сознательного намерения вступать в коммуникацию. Например, когда человек разговаривает сам с собой, обдумывая как поступить или решая какую-либо проблему, это не значит, что он обращает к себе, чтобы быть понятым. цель данной речи иная: она помогает объективировать мыслительные операции.

В современной теории коммуникации совершается поворот от информационной модели общения к коммуникационной. Это значит, что на первый план выдвигаются не процессы передачи информации, а процессы формирования речевых замыслов и ожиданий, порождения смыслов, которые предполагает рассмотрение общения как социального феномена, зависящего от психологии индивидов и культурного контекста.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot