Инфографика как инструмент визуализации учебного материала
Развитие информационных технологий повлияло на изменение содержания образования, в котором всю большую роль стал играть визуальный контент. Как отмечают исследователи, визуализация является одним из эффективных приемов представления информации, позволяющим ее лучше запоминать и усваивать. В связи с этим работа с визуальной информацией становится важной составляющей процесса языкового образования и способствует повышению его качества.
Инфографика представляет собой метод визуализации учебного материала.
Инфографика первоначально сформировалась не в педагогике, а в других сферах деятельности: рекламе, маркетинге, менеджменте. Именно в этих сферах возникла потребность найти инструмент для графической подачи сложной информации, облегчающей ее восприятие. Поскольку сходные задачи – рассказать просто о сложном – ставит перед собой и методика преподавания дисциплин, инфографика вскоре стала использоваться в практике обучения как средство визуализации учебного материала.
На уроках русского языка использование инфографики определяется рядом параметров, к которым следует отнести:
- Содержание учебного материала, который должен быть представлен в графическом виде.
- Тип урока, на котором применяются инструменты визуализации, и его место в системе занятий по теме (разделу).
- Виды деятельности учеников, планируемые на уроке, их сочетание и разнообразие.
- Техника использования приема инфографики.
Рассмотрим использование приема инфографики на уроках русского языка, выявив его дидактический и методический потенциал.
Применение инфографики на уроках русского языка
Инфографика как средство наглядности может быть использована учителем на любом этапе урока, а также на любой стаи изучения темы: от знакомства с новой информацией до ее повторения и обобщения.
К учебной инфографике на уроках словесности относятся следующие виды работ:
- Создание плакатов-иллюстраций к правилам, теоретическому материалу учебника.
- Создание схем или алгоритмов, иллюстрирующих содержание учебного материала. Например, схема «Морфологические признаки глагола», алгоритмы «Правописание НЕ с прилагательными», «Выбор Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» и проч.
- Использование кругов Эйлера для отображения зависимости между понятиями. Данный вид визуализации материала удобно применять при построении классификаций, например, при изучении типологии сложного предложения.
- Создание «ментальных карт», которые представляют собой графическое отображение ментальных схем. Примеры «ментальных карт» в обучении русскому языку: карта «Имя существительное», карта «Орфограммы в корне (в приставке)».
- Построение кластерных схем – «пучков» понятий или терминов, связанных с изучаемым разделом. К примеру, в виде кластера можно изобразить сведения о грамматических признаках слова или представить информацию, связанную со способами словообразования в русском языке.
- Учебные комиксы – забавные сюжетные картинки, связанные с изучаемым материалом.
Существуют и иные виды учебной инфографики на уроках русского языка. Их создание не ограничивается ничем, кроме фантазии учеников и педагога.
Типы учебных заданий, в которые включается работа с инфографикой, разнообразны:
- Анализ готовой инфографики, демонстрируемой учителем. Педагог предлагает детям рассмотреть «ментальную карту» или кластер, а затем организует беседу по содержанию учебного материала.
- Использование инфографики как опорного конспекта при изучении темы. Педагог договаривается с учениками, что после каждого урока дома они будут иллюстрировать содержание изученного материала любым удобным для них способом, создавая графический «конспект».
- Применение инфографики для иллюстрации правил. Например, объяснить правописание наречия «зачем» и сочетания предлога с местоимением «за чем» можно с помощью простого рисунка-иллюстрации. На первом из них, поясняющем написание наречия, изображается котенок, который опрокинул миску с молоком, а рядом с ним хозяйка, спрашивающая: «Зачем ты это сделал?». На втором рисунке – из-за коробки торчат кошачьи уши и хвост, но самого котенка не видно, а надпись такова «За чем спрятался котенок? – За коробкой».
- Использование инфографики для обобщения материала по теме. Здесь применяются кластеры, «ментальные карты», «облако слов» и иные приемы визуализации.
- Создание проектных работ с применением инфографики. Например, ученики объединяются в группы для создания общего альбома «Нескучный русский», который содержит иллюстрированные правила по теме.
Инфографика на уроках способствует упрощению способа подачи материала, его систематизации и облегчению для запоминания. Иллюстрирование помогает детям проявить свои творческие способности, создает положительный настрой к учению, а также стимулирует зрительную память, являющуюся предпосылкой для успешного формирования орфографической грамотности.