Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Харьковская лингвистическая школа

Харьковская лингвистическая школа

Вторая половина XIX века стала плодотворным временем для русской лингвистики. В это время возникает ряд научных школ, исследующих различные аспекты языка. Одним из первых самостоятельных научных направлений, объединивших лингвистов Харьковского университета, была Харьковская школа, просуществовавшая до начала XX века.

Время возникновения научной группы относится к 1860-м гг. Ее основателем считают выдающегося ученого-филолога А. А. Потебню, который воспитал плеяду учеников: Д. Н. Овсяннико-Куликовского, М. А. Колосова, В. И. Харициева и других.

Научные взгляды Потебни на язык, которые во многом определили характер исследований Харьковской школы, формировались под влиянием немецкого языкознания, в частности, трудов В. фон Гумбольдта и Х. Штейнталя. Так, Потебня полагал, что язык представляет собой выражение народного духа, сосредоточивал свои интересы на изучении соотношения языка и мыслительных процессов, а также занимался проблемами этимологии и исторической грамматики. Ему принадлежит идея внутренней формы слова, которая связана с его происхождением.

Подход Харьковской школы к языку можно охарактеризовать как психологический, а также культурно-исторический. Он отличается междисциплинарным характером, что обусловило интерес исследователей к лингвистическим проблемам, пограничным с фольклором, литературоведением, этнографией. Кроме этого, представители школы занимались историческим языкознанием, а также проводили сравнительные исследования восточнославянских языков. Благодаря деятельности школы были заложены основы украинистики и научного изучения украинского языка. Выражением интереса к изучению славянского наследия стали работы в области фольклора, его сбор и тщательное изучение.

Идеи А. А. Потебни и их значение для Харьковской школы

А. А. Потебню считают главой Харьковской школы и наиболее ярким ее представителем. Занимаясь исследовательской и преподавательской деятельностью, Потебня также являлся членом-корреспондентом Академии Наук. Сфера его научных интересов была достаточно широка и включала различные вопросы, связанные с происхождением языка, исследованиями в области исторической грамматики, а также семасиологии, поэтики и таких областей, которые были далеки от чистого языкознания: фольклористики, этнографии, истории литературы. Также ученого интересовали наиболее общие, фундаментальные вопросы, касающиеся связи языка и мышления, а также языка и общества.

«Харьковская лингвистическая школа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Потебня является автором оригинальной «ономатопоэтической теории языка», суть которой заключается в том, что речевой акт понимается как сложное психическое образование, имеющее мыслительную и творческую природу. Основываясь на таком понимании речевой деятельности, Потебня трактует слово двояко. С одной стороны, он видит в слове лишь его конкретную реализацию в речи (отвергая существование его как лексемы, представленной всей совокупностью морфологических форм). С другой, он ориентируется на изучение истории слова, реконструкции процессов, лежащих в основе его развития. При этом, изучая историю слов и их форм, Потебня искал закономерности, которые лежат в основе исторического мышления народа.

«Двигателем» исторического развития языка Потебня считал смену форм поэтического мышления, которая может быть прослежена путем анализа внутренней формы слова. Ученый отводил большую роль искусству в сфере процессов познания окружающего мира, считая его первичной формой исследования реальности, которая предшествовала и философии, и науке.

Базой «лингвистической поэтики» Потебни является представление о триединой природе слова, которое состоит из трех компонентов: внешней формы (звуковая оболочка), значения (содержание слова, его значение) и внутренней формы (образного содержания, связанного с этимологией). Через постижение внутренней формы, а также закономерностей ее изменений можно, по мнению ученого, изучить и историческое развитие языка.

В одной из своих работ под названием «Теория словесности» лингвист утверждает изначальный образный характер языка, его поэтическую природу. По мнению Потебни, проза вторична по отношению к поэзии, поэтому возникает в момент «забвения» внутренней формы слова. Идеи ученого оказались плодотворными для формирования лингвистической поэтики.

Весом вклад Потебни и его учеников в области сравнительно-исторического языкознания. Как уже отмечалось, лингвиста интересовали проблемы происхождения славянских языков. Потебня исследовал фонетические процессы, происходившие в восточнославянских языках, определил основные подходы к этимологическому анализу. Совместно со своим учениками лингвист уточнил вопросы, связанные с развитием второго полногласия после падения редуцированных, а также процессов, которые лежали в основе второй палатализации. Также ученый занимался сравнительным изучением восточнославянских диалектов, определил особенности украинского языка.

Оригинальным было также синтаксическое учение Потебни, в основе которого лежит историко-генетический принцип исследования грамматических явлений. Потебня стремился раскрыть роль и значение грамматических категорий для понимания истории языка в его связи с историей народа и мышления. Идеи Потебни о синтаксическом превосходстве сказуемого в предложении предвосхитили идеи XX века.

Таким образом, труды Харьковской лингвистической школы обогатили русское языкознание и способствовали становлению новых подходов к изучению восточнославянских языков.

Дата последнего обновления статьи: 26.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot