« Грамматика урока русского языка»: происхождение и сущность педагогической технологии
Развитие творческого воображение, фантазии, нестандартного мышления, лежащие в основе современных подход к обучению, эффективнее всего реализуется через использование специальных приемов стимуляции креативной деятельности на уроке. По аналогии с книгой итальянского писателя Дж. Родари «Грамматика фантазии» технологии развития креативности на учебных занятиях получили название «грамматики урока». В результате учебное занятие лишается привычности и монотонности, сковывающей речевое творчество ребенка. Происходит выход за границы обыденного словоупотребления, что стимулирует спутанное речетворчество и помогает развивать навыки связной речи.
Приемы, используемые для развития воображения и активизации фантазии, лежат в области словесных игр, которые позволяют образовывать новые связи между привычными понятиями. В обыденной обстановке урока школьник имеет дело преимущественно с привычными контекстами «стертыми» значениями, поэтому не может почувствовать интерес к слову, увидеть его связь с жизнью и воображение. Развитие ассоциативных связей на основе фантазии помогает выйти за рамки привычных представлений о словах, а значит, о предметах и явлениях, которые они обозначают, и сделать первые шаги в словесном творчестве.
«Грамматика урока русского языка» как технология развития творческого воображения школьников: приемы и методы
Обратимся к приемам развития креативности, которые можно использовать на уроках русского языка. Среди них есть как игровые, так и творческие приемы.
Ассоциативные игры, на основе которых придумывается история. Учитель предлагает детям тему будущего рассказа, которая состоит из одного слова. К примеру, это тема «Весна». Суть работа по подготовке к сочинению сводится к тому, чтобы создать ассоциативные связи из слов, начинающихся на буквы, из которых состоит слово темы, причем слова подбираются произвольно:
- В – валенок.
- Е – енот.
- С – собака.
- Н – ночь.
- А – апельсин.
Далее учитель предлагает детям создать текст на тему «Весна», в котором будут встречаться указанные слова. В качестве примера выполнения подобного задания можно привести следующий текст: «Наступила весна. Валенок, в котором зимовал старый енот, совсем разорвался: разинул войлочную пасть, будто собака на припеке. А еноту все нипочем! Спит день и ночь и даже весну не замечает. Но вот оранжевое солнышко, похожее на апельсин, заглянуло в валенок и ущипнуло горячим лучом лежебоку: вставай, не мешкай! Весна пришла!»
Другой прием, помогающий стимулировать воображение, создание «фанфиков», то есть собственных продолжений любимых историй. Прием хорош тем, что помогает интегрировать содержание уроков литературы и русского языка, стимулируя речевое творчество учеников. С этим приемом тесно связан и другой – «Сказочный винегрет». Это особый тип сказочных текстов, в которых действуют персонажи, предметы, встречаются сюжетные коллизии, относящиеся к разным сказкам. Этот прием может стать основой для создания коллективного проекта – альбома оригинальных сказок, представляющих собой «микс» известных сказочных сюжетов.
Еще один прием - использование карт В. Я. Проппа, а также любых карточек, отражающих особенности сюжетных коллизий. Как известно, филологом В. Я. Проппом были выделены «функции» сказочных сюжетов, которые в разных комбинациях лежат в основе практически всех волшебных сказок. Для учеников «функции» сказок адаптируются в карты с названием сюжетного приема и краткой иллюстрацией. С помощью таких карточек можно организовать игру между командами учеников. Каждый получает набор из 6-8 карточек, перемешанных в случайном порядке. Задача команды – с помощью карточек придумать историю, записать ее и представить для коллективного обсуждения.
Техника «Фантастических гипотез» помогает не только стимулировать речевое творчество, но и является подспорьем для изучения лингвистических тем. суть приема заключается в том, чтобы выдвинуть невероятную гипотезу и попытаться обосновать ее. Например, на одном из уроков, посвященных изучению частей речи, было применен этот прием: «А что, если глагол стал бы существительным?» Рассуждая на эту тему, дети отметили, что в языке есть слова, которые находятся «между» глаголами и существительными: бег, стирка, переход, смотр. Они связаны по значению с глагольным действием, но обладают признаками существительных. Так, слово «бег» соотносится с глаголом «бегать», но при этом имеет род и падеж, чего нет у глагола. Подобные задания учат наблюдать за языковыми явлениями, устанавливать между ними связи, находить черты сходства и различия, что в целом расширяет лингвистический кругозор и пробуждает интерес к изучению русского языка.
Таким образом, «грамматика урока», основанная на применении творческих приемов преподавания, позволяет сделать урок более эмоциональным, личностно значимым, направленным на развитие воображение и нестандартного мышления.