Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Графика и орфография русского языка

Графика и орфография русского языка: общая характеристика

Графика и орфография являются частью такой отрасли, как теория письма.

Определение 1

Графика представляет собой совокупность норм (правил) употребления и назначения графических письменных знаков буквенной и небуквенной природы. К последним можно отнести, например, знаки препинания.

Самый примитивный принцип, положенный в основу правил графики, касается употребления тех или иных графических знаков в языке: например, буквенный знак «а» употребляется для обозначения гласного звука в ударной позиции (иногда в безударной позиции). Графема «i» в русском языке не употребляется.

Закономерности русской графики определяют количественно-качественный состав алфавита. Для русской графики характерны нормы графики двух видов:

  1. Касающиеся буквенно-звуковых соответствий: данной графеме соответствует определенный набор звуков. Например, графеме «б» может соответствовать ряд звуков: [б]аня (неогубленный твердый звонкий звук), [б]ома (огубленный твердый звонкий звук), [б’]ить (мягкий звонкий звук), голу[п’] (мягкий глухой звук) и проч.
  2. Определяющие звуко-буквенные соотношения: фонема передаётся с помощью той или иной графемы на письме. Например: фонема [п] может быть передана графемой «б» или «п»» папка, юбка, дуб.

Правила графики охватывают все словоформы, а также их значимые части.

Определение 2

Орфография представляет собой систему правил, касающихся употребления тех или иных графем в словоформах и их частях.

Закономерности русской графики и орфографии

В основе русской графики и орфографии лежат следующие положения:

  1. Графема означает звук (принцип «пишу так, как слышу»). Такой подход характерен для фонетического принципа.
  2. Графема означает фонему, то есть инвариант звука, не зависящий от его позиционных реализаций и связанных с ними изменений (фонематический / морфофонематический принцип).
  3. Использование той или графемы не обусловлено строением слова (графема не соотносится ни со звуком, ни с фонемой). Этот принцип лежит в основе традиционных написаний.
«Графика и орфография русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Анализ графических правил показывает, что современная русская система правописания в целом основана на фонематическом принципе: на письме мы передаем не конкретный звук, а его инвариант – фонему, единообразную для всех однотипных морфем.

На письме иногда сложно передать те или иные фонетические процессы, происходящие в языке. Например, не принято отражать позиционные чередования по глухости / звонкости, а для передачи мягкости используются либо графемы «и», «е», «ё», «ю», «я» в сочетании с согласным, либо мягкий знак: лён, мёд, тюль, мяч, лес, кит и проч.

Соответственно передача твердости возможна также средствами графики: после согласного – с помощью графем «а», «о», «у», «ы» (вал, дом, рука, дым) либо через отсутствие мягкого знака (мел – мель, угол – уголь, был – быль).

Мягкость исконно мягких согласных, переданных с помощью графем букв «ч», «щ», на письме не обозначается, так как для них этот признак не является различительным: данные звуки не противопоставлены другим по признаку твёрдости / мягкости. Поэтому после данных букв пишутся графемы «а», «у»: чаща, часы, щупальце, чулок.

Отступления от фонемного принципа письма

В русской орфографии не полностью реализован фонематический принцип, что подтверждается следующими случаями, когда мы встречаем написания, им не обусловленные:

  1. Написание приставок, оканчивающихся на з-/с-: бездельник, бездомный, безмятежный, рассольник, рассказ, рассматривать. Их написание отражает фонетический принцип: выбор графемы зависит от качества согласного корня.
  2. Употребление букв «о» и «е» после шипящих: написание буквы под ударением (жёрдочка, щётка, чёрный) проверяется безударной позицией (жердь, щетина, чернеть), что противоречит основному правилу проверять слабую (безударную) позицию гласного фонетически сильной (ударной) позицией.
  3. Написание мягкого знака на конце слов после шипящих, определяемое не фонетическими, а морфологическими критериями: тушь (косметическое средство, ж. р.) – туш (торжественный марш, м. р.; Р. п. мн. ч. от слова «туша»), посмотришь (2-е лицо ед. ч.), стричь (начальная форма), отрежь (повелительное наклонение).

Особняком в русском языке стоят те слова, написание которых индивидуально и не подчиняется фонематическому принципу. Речь идет о собственных именах. Статистический анализ русских фамилий показывает, что в них возможны варианты написания: Оленин / Аленин, Олёшин / Алёшин, Горбачёва / Лукашёва / Трубачов / Телешов.

В отношении нарицательных имен действует общеобязательный принцип единства их воспроизведения в соответствии с орфографической нормой. Для собственных номинаций таких общеобязательных принципов нет. Их написание зависит от региональных и индивидуальных особенностей, иногда даже от описок паспортистов.

Также вне фонемного принципа лежат слитные и раздельные написания слов. Они определяются пограничными сигналами, свидетельствующими о наличии пробела между самостоятельными словами или служебным и самостоятельным словом.

Дата последнего обновления статьи: 31.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot