Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Графические средства выражения речевой агрессии в газетно-журнальной полемике

Речевая агрессия в полемических газетно-журнальных текстах: сущность и формы выражения

Феномен речевой агрессии рассматривается в современной лингвистике с разных сторон. В частности, ученых интересуют речевые формы выражения агрессии в коммуникации, ее маркеры в устной и письменной речи, а также условия и факторы, провоцирующие возникновение речевой агрессии.

Определение 1

Речевая агрессия, понимаемая достаточно широко, предстает как выражение в вербальном поведении индивида враждебного отношения к собеседнику с помощью разных приемов: от целенаправленной словесной дискредитации до манипуляции и коммуникативного подавления собеседника.

Определение 2

Полемика в речевой коммуникации представляет собой одну из стратегий коммуникативного взаимодействия индивидов, которая основана на столкновении разных взглядов, отстаивании собственной позиции в споре, дискуссии, нередко носящих острый характер.

Полемические стратегии современного публичного дискурса базируются не только на допустимых приемах ведения дискуссии, но и допускают использования «уловок в споре», которые призваны дискредитировать собеседника или отстаиваемую им точку зрения. С этой точки зрения вербальная агрессия в газетно-журнальной коммуникации становится приемом или глобальной стратегией полемической дискуссии. С распространением Интернета и появлением электронных СМИ участниками полемики, кроме журналистов и писателей, становятся и обычные читатели, активно размещающие комментарии под текстом статьи и вовлекающие в дискуссию.

В процессе проявления речевой агрессии в журнальной полемике ее участники могут использовать различные формы выражения коммуникативных намерений:

  1. Вербальные, в том числе словесные и графические (небуквенные).
  2. Невербальные (изобразительные): например, карикатуры, сатирические рисунки.

Если словесные средства вербальной агрессии легко опознаются адресатами, то использование графических приемов выражения вербальной агрессии можно отнести к имплицитным способам ее выражения, которые становятся коммуникативно обусловленными лишь в контексте всей статьи в целом. Однако выразительные возможности графических средств гораздо выше, чем собственно словесных, поскольку они изначально формируются как средства экспрессивно-оценочного воздействия на адресата.

«Графические средства выражения речевой агрессии в газетно-журнальной полемике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды графических средств выражения речевой агрессии в газетно-журнальной полемике

Определение 3

Графические средства выражения речевой агрессии в журнальной полемике представляют собой приемы использования небуквенных элементов (пунктуационных знаков), а также разных способов выделения текста для воздействия на адресата – адресата полемики.

В частности, авторы используют следующие виды графических средств для выражения несогласия с оппонентом, подчеркивания авторского отношения к чужой позиции, ее дискредитации:

  1. Круглые скобки, в которых автор размещает свои комментарии к тексту, дает оценку его содержания, высказывает несогласие с мнением оппонента: И эти экономисты (так и хочется сказать: горе-экономисты) приняли абсолютно неоправданное решение. Очередная мамка (яжемать) тут объявилась.
  2. Размещение восклицательного или вопросительного знака, а также их сочетания в круглых скобках после слова или выражения, которое оспаривает автор: В современных условиях рост тарифов ЖКХ совсем не означает пропорционального улучшения качества обслуживания (!). После этого коммунальщик решили оптимизировать отрасль, сократив персонал и подняв тарифы на обслуживание в два раза (?!). Вы это серьезно? Автор, вы пишете, что вам дела нет (!) до собственных детей?
  3. Использование кавычек для маркировки слов или фрагментов предложения, ценность которых автор пытается дискредитировать: После этого «слуга народа» продолжил свое «служение» за границей, где у него к тому времени уже был счет в банке и недвижимость в элитном поселке на берегу моря. Очередная «ценная» информация от журналистов.
  4. Многоточие, которое выполняет функцию эвфемизма: После этого так и хочется сказать: а идите-ка вы к... со своими советами и помощью.

Помимо собственно небуквенных графических средств, в газетно-журнальной полемике активно используется приемы графической изобразительности:

  1. Выделение значимых отрывков в тексте оппонента с помощью шрифтового выделения текста (например, изменение начертания шрифта, его толщины) для привлечения внимания читателя к данному фрагменту текста.
  2. Использование в одном ряду сочетания круглых скобок и других знаков препинания в функции эмотиконов: Жаль:(( что большинство читателей этого не понимает.
  3. Введение в текст статьи карикатур, сатирических изображений, эмотиконов, которые призваны выразить негативное отношение к изображаемому или передать значение насмешки.

Таким образом, графические средства выражения речевой агрессии в газетно-журнальной полемике являются более «мягким» средством выражения оценки или речевой экспрессии по сравнению с вербальными маркерами, однако они способны оказывать больший коммуникативный эффект за счет присущих им образности и выразительности.

Дата последнего обновления статьи: 24.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot