Речевая агрессия в полемических газетно-журнальных текстах: сущность и формы выражения
Феномен речевой агрессии рассматривается в современной лингвистике с разных сторон. В частности, ученых интересуют речевые формы выражения агрессии в коммуникации, ее маркеры в устной и письменной речи, а также условия и факторы, провоцирующие возникновение речевой агрессии.
Речевая агрессия, понимаемая достаточно широко, предстает как выражение в вербальном поведении индивида враждебного отношения к собеседнику с помощью разных приемов: от целенаправленной словесной дискредитации до манипуляции и коммуникативного подавления собеседника.
Полемика в речевой коммуникации представляет собой одну из стратегий коммуникативного взаимодействия индивидов, которая основана на столкновении разных взглядов, отстаивании собственной позиции в споре, дискуссии, нередко носящих острый характер.
Полемические стратегии современного публичного дискурса базируются не только на допустимых приемах ведения дискуссии, но и допускают использования «уловок в споре», которые призваны дискредитировать собеседника или отстаиваемую им точку зрения. С этой точки зрения вербальная агрессия в газетно-журнальной коммуникации становится приемом или глобальной стратегией полемической дискуссии. С распространением Интернета и появлением электронных СМИ участниками полемики, кроме журналистов и писателей, становятся и обычные читатели, активно размещающие комментарии под текстом статьи и вовлекающие в дискуссию.
В процессе проявления речевой агрессии в журнальной полемике ее участники могут использовать различные формы выражения коммуникативных намерений:
- Вербальные, в том числе словесные и графические (небуквенные).
- Невербальные (изобразительные): например, карикатуры, сатирические рисунки.
Если словесные средства вербальной агрессии легко опознаются адресатами, то использование графических приемов выражения вербальной агрессии можно отнести к имплицитным способам ее выражения, которые становятся коммуникативно обусловленными лишь в контексте всей статьи в целом. Однако выразительные возможности графических средств гораздо выше, чем собственно словесных, поскольку они изначально формируются как средства экспрессивно-оценочного воздействия на адресата.
Виды графических средств выражения речевой агрессии в газетно-журнальной полемике
Графические средства выражения речевой агрессии в журнальной полемике представляют собой приемы использования небуквенных элементов (пунктуационных знаков), а также разных способов выделения текста для воздействия на адресата – адресата полемики.
В частности, авторы используют следующие виды графических средств для выражения несогласия с оппонентом, подчеркивания авторского отношения к чужой позиции, ее дискредитации:
- Круглые скобки, в которых автор размещает свои комментарии к тексту, дает оценку его содержания, высказывает несогласие с мнением оппонента: И эти экономисты (так и хочется сказать: горе-экономисты) приняли абсолютно неоправданное решение. Очередная мамка (яжемать) тут объявилась.
- Размещение восклицательного или вопросительного знака, а также их сочетания в круглых скобках после слова или выражения, которое оспаривает автор: В современных условиях рост тарифов ЖКХ совсем не означает пропорционального улучшения качества обслуживания (!). После этого коммунальщик решили оптимизировать отрасль, сократив персонал и подняв тарифы на обслуживание в два раза (?!). Вы это серьезно? Автор, вы пишете, что вам дела нет (!) до собственных детей?
- Использование кавычек для маркировки слов или фрагментов предложения, ценность которых автор пытается дискредитировать: После этого «слуга народа» продолжил свое «служение» за границей, где у него к тому времени уже был счет в банке и недвижимость в элитном поселке на берегу моря. Очередная «ценная» информация от журналистов.
- Многоточие, которое выполняет функцию эвфемизма: После этого так и хочется сказать: а идите-ка вы к... со своими советами и помощью.
Помимо собственно небуквенных графических средств, в газетно-журнальной полемике активно используется приемы графической изобразительности:
- Выделение значимых отрывков в тексте оппонента с помощью шрифтового выделения текста (например, изменение начертания шрифта, его толщины) для привлечения внимания читателя к данному фрагменту текста.
- Использование в одном ряду сочетания круглых скобок и других знаков препинания в функции эмотиконов: Жаль:(( что большинство читателей этого не понимает.
- Введение в текст статьи карикатур, сатирических изображений, эмотиконов, которые призваны выразить негативное отношение к изображаемому или передать значение насмешки.
Таким образом, графические средства выражения речевой агрессии в газетно-журнальной полемике являются более «мягким» средством выражения оценки или речевой экспрессии по сравнению с вербальными маркерами, однако они способны оказывать больший коммуникативный эффект за счет присущих им образности и выразительности.