Геймификация в коррекции учебных затруднений по русскому языку
Геймификация в обучении - это применение различных игровых технологий, позволяющих сделать учебный процесс более увлекательным и привлекательным для ребенка.
Геймификация является важным образовательным трендом настоящего времени.
Приемы геймификации, используемые в преподавании русского языка, применяются на разных этапах урока для решения различных учебных задач, связанных с мотивацией, развитием познавательных навыков, открытием новых знаний, их закреплением, обобщением и систематизацией изученного.
Функции геймификации в преподавании русского языка различны:
- Игровые технологии помогают развить учебную мотивацию, сформировать у ребенка позитивное отношение к изучаемому материалу.
- Игровое оформление обучения позволяет сделать его более активным, самостоятельным, личностно-значимым для учащихся.
- Игровые технологии позволяют разнообразить содержание урока, насытить его интерактивными формами работы, что способствует реализации деятельностного подхода к обучению.
- Игра в обучении помогает процессам развития надпредметных умений и навыков, развитию учебного сотрудничества, интеллектуальному развитию детей, обогащению их эмоционально-волевой сферы.
Перспективное направление в применении технологий геймификации в языковом образовании – использование игры как механизма коррекции учебных затруднений. Применение игровых приемов работы с учащимися, испытывающими трудности в усвоении предмета, является давней традицией в методике обучения русскому языку. Однако целенаправленной разработке заданий, связанных с игровым преодолением учебных трудностей, до сих пор уделялось недостаточное внимание. Существующие тренажеры грамотности, игровые онлайн-ресурсы, дидактические учебные игры в основном ориентированы на формирование навыка, а не на его коррекцию. Даже многократное повторение одних и тех же упражнений не будет иметь эффекта, если у ученика не сформировать представление об ошибке, причинах ее возникновения и путях исправления. Поэтому используемые в обучении русскому языку игровые методики нацелены должны быть адаптированы в случае их использования в работе по коррекции учебных затруднений.
Методические аспекты применения геймификации в работе с учебными затруднениями
Рассмотрим варианты использования и трансформации традиционных игровых технологий в работе над ошибками и преодолении учебных трудностей по предмету. Адаптация дидактической игры по формированию учебных навыков для работы над ошибками включает следующие этапы:
- Подготовительный этап, на котором осуществляет анализ и систематизация учебных затруднений (например, ошибок, допущенных в контрольной работе).
- Организационно-методический этап включает поиск наиболее эффективных игровых приемов и техник для организации работы над ошибками. Это может быть парная или групповая работа, а также разные ее формы: лингвистический турнир, виртуальное путешествие «В Страну Ошибок», языковой квест, интеллектуальная лингвистическая викторина, игра «Корректор», игра «Аукцион ошибок» и проч. Форма проведения занятия должна отвечать не только дидактическим целям урока, но и уровню подготовки класса.
- Основной этап связан с проведением игрового мероприятия. Например, по итогам контрольной работы проводится работа над ошибками в форме квеста. Дети объединяются в команды по характеру допущенных ошибок. Для каждой команды готовится система заданий, связанных с повторением пройденного материала, поиском ошибок, аналогичных допущенным в контрольной работе, их исправлении и объяснении. Задания выстраиваются в игровой маршрут – поиск карты «сокровищ знаний» на Острове Ошибок. Выигрывает так команда, которая быстрее справится с заданием и правильно выполнит все задачи маршрута.
- Рефлексивно-оценочный этап связан с анализом проведенного занятия, определением его положительных и отрицательных моментов, а также оценкой эффективности данной формы для вовлечения детей в процесс учебной деятельности.
Геймификация в коррекции учебных затруднений по русскому языку может быть использована как элемент урока, например, при отработке умений и навыков в ходе выполнения практических заданий. Учитель может использовать игру в «Мемори» для проверки написания слов: детям раздаются карточки, на одной стороне которых написано слово с ошибками, на другой – без ошибок. Дети должны объяснить ошибки в каждой карточке и назвать правильный вариант написания слова. Работа осуществляется в парах, что позволяет эффективно организовать ее даже в большом классе.
Другая форма фронтальной игровой работы – игра «Флажки»: учитель демонстрирует на слайдах слова на изученные орфограммы, среди которых есть слова с ошибочным написанием. Задача детей – внимательно следить за словами и при обнаружении ошибок поднять «флажок» (руку или сигнальную карточку). Выигрывает тот, кто обнаруживает быстрее и раньше всех максимальное количество ошибок.
В качестве индивидуальной работы по коррекции учебных затруднений детям можно предложить игры в виде онлайн-квестов, в которых доступ к каждому новому заданию открывается только после выполнения предыдущего. Это позволяет контролировать степень вовлеченности ребенка в самостоятельную работу, а также стимулирует его познавательную активность.
Таким образом, элементы геймификации в коррекции учебных затруднений по русскому языку позволяют эффективно организовать работу со слабоуспевающими учащимися, а также разнообразить наскучившие ученикам формы работы над ошибками.