Газетный текст как дидактический материал
Тексты периодики являются не основным, а вспомогательным материалом, который используется для работы на уроке. Преимущество их заключается в том, что они являются аутентичными образцами языкового материала, отражают современные тенденции в языке и речи, помогают реализовывать страноведческий компонент в обучении и поддерживают интерес к чтению на народном языке.
Будучи публицистическим жанром, газетный текст сочетает в себе нейтральные и экспрессивные языковые единицы, а также слова разговорного и книжного стиля. Знакомство с тезаурусом газетных статей позволяет расширить словарный запас, пополнив его актуальной, общественно значимой лексикой и фразеологией.
Кроме этого, газетные публикации являются материалами для формирования умений и навыков анализа текстов. В частности, с порой на газетный текст можно формировать следующие навыки:
- Разные типы чтения: медленное, поисковое, просмотровое, ознакомительное. Выбор типа зависит от целей задания и его применения на уроке.
- Анализа структурно-композиционных особенностей текста.
- Анализа смыслового содержания текста, определения его темы, проблемы, основной мысли.
- Использования текстового материала для создания собственного высказывания, аргументации своей позиции.
- Сравнения и сопоставления текстов разного содержания и тематики для определения их идеи, основной мысли.
- Вычленения главной и второстепенной информации, а также структурирование сведений, содержащихся в тексте.
Работа с газетными публикациями на уроках РКИ
Варианты работы с газетным текстом разнообразны и включают разные приемы.
Ученикам можно предложить работу с деформированным газетным текстом. Учитель заранее вырезает отдельные слова в заголовках, колонках статей и дает задание восстановить пропущенный элемент. Это развивает контекстуальный подход к языковым единицам, учит анализировать их значение и форму исходя из особенностей языкового окружения.
Вариант работы в форме квиза. Учитель делает подборку газетных вырезок, которые располагаются в произвольном порядке. Группа делится на команды, каждая из которых получает вопросы, ответить на которые можно с использованием материалов газетных публикаций. Задача учеников - прочитать статьи, выбрать необходимую информацию и дать ответ на вопрос.
Работа над сценарием выпуска новостей - творческий формат освоения газетной публицистики. Преподаватель подбирает для группы новостные тексты и просит подготовить на их основе выпуск новостей, включив в него рассказ о событиях в политической, экономической, культурной жизни.
Другой вариант работы - чтение статьи без заголовка с выделением ключевых слов для последующего подбора собственных заглавий к тексту. Это упражнение направлено на выработку умений смыслового анализа текста, выделения в нем основной мысли и передачи ее посредством краткого заглавия. Сопроводить эту работу можно составлением плана статьи (тезисного или цитатного), а также поиском и подчеркивание ключевых слов / словосочетаний.
Задание на восстановление композиции статьи. Ученик получает разрозненные фрагменты статьи, которые ему необходимо расположить в правильной последовательности, чтобы получился текст. Другой вариант работы - расположить в правильной последовательности пункты плана, отражающие композицию статьи из газеты.
Дополнение текста (предложения) словами или выражениями из газетной статьи. Учитель выписывает на доску предложения с пропущенными словами, которые ученики должны самостоятельно восстановить, прочитав текст газетной передовицы и выбрав подходящие по смыслу компоненты.
Вариант задания для развития навыков устной речи может быть реализован при работе с фотографиями. Учитель подбирает несколько газетных статей с фотографиями к ним. Затем фотографии раздаются ученикам без текста. Их задача – обсудить в группе содержание фото и подумать, к какому материалу оно может быть сделано, как будет озаглавлена статья, для иллюстрации которой фотография используется. После обсуждения в группе ученики представляют свои варианты ответов, опираясь на анализ изображения. В конце выступления всех групп учитель знакомит учеников со статьей и отмечает те ответы, которые были наиболее близки к истине.
Задания на сопоставление газетных публикаций и их заголовков. Учитель заранее подбирает несколько статей для чтения, но убирает из них заголовки, которые предлагаются в виде отдельного списка. Задача учеников – познакомиться с содержанием статей и выдвинуть предложения о том, какие заголовки к ним можно подобрать. Подобное задание можно усложнить, используя неравное количество статей и заголовков к ним.
Эти и другие упражнения направлены на совершенствование основных языковых компетенций, формируют навыки работы с текстом и способствуют речевому развитию учеников.