Функционирование звуков языка в тексте
Русский язык богат средствами выразительности на всех уровнях языковой организации. Особую роль в поэтических текстах играют средства фонетической изобразительности, основанные на использовании выразительных возможностей звуковой системы языка.
Известно, что звуки речи в определённом сочетании способны вызывать у читателей или слушателей ассоциативные представления, не связанные с непосредственным значением слов, образованных из этих звуков. Так, например, неблагозвучными для русского уха являются сочетания звуков, в которых наблюдается стечение взрывных и шипящих согласных: Штольц был взбешён. Скрежет встревожил всех. Наоборот, в качестве благозвучных воспринимаются сочетания, в которых используются сонорные (плавные) согласные: Её лилейный лик ласкал взоры.
В художественных текстах, особенно поэтических, фонетические средства выразительности служат для передачи различных оттенков значений, в том числе для усиления образности и эмоциональности содержания. Например, в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкин использует звуковую инструментовку (повтор звука [з]) для имитации «зудящего» писка комара, в которого превратился князь Гвидон: «А комар-то злится, злится...».
Экспериментальные поэтические произведения могут быть полностью построены на использовании фонетических приёмов. Это касается стихотворения К.Д. Бальмонта «Чёлн томленья», в котором есть строки: «Чуждый чарам чёрный чёлн», лишённые смысла, но обретающие иное, ассоциативно-смысловое наполнение за счёт звуковых повторов, в которых как бы слышится тихий плеск волн о борт лодки.
Особую функцию фонетические средства выразительности играют в малых жанрах фольклора — скороговорках и чистоговорках. В них соседствуют слова с повторяющимися звуками (От топота копыт пыль по полю летит. Не руби дрова на траве двора), чёткое произнесение которых в убыстренном темпе способствует развитию хорошей дикции и правильной артикуляции.
К основным приёмам фонетической выразительности в тексте относятся:
- Звукопись — повтор определённых звукосочетаний (гласных или согласных) в художественно-изобразительных целях. Повтор согласных называется аллитерацией («Мазурка раздалась. / Бывало, когда гремел мазурки гром, / В огромном зале всё дрожало...» - повтор звука [р] в описании мазурки в «Евгении Онегине»), гласных — ассонансом («Я вольный ветер, я вечно вею» - повтор звуков [о] и [э] в стихотворении К. Бальмонта).
- Повтор начальных или конечных слов в строке — анафора / эпифора: «Коль любить, так без рассудку, / Коль грозить, так не на шутку...»; «Клянусь я первым днём творенья, / Клянусь его последним днём»).
Звукопись, анафора, аллитерация
В поэтическом тексте большую роль играет звукопись — повтор определённых звукосочетаний — гласных и согласных.
Ассонанс — повтор / чередование ударных гласных звуков.
Например, повтор протяжных звуков [у], [а] имитируют завывание бури в стихотворении А.С. Пушкина «Зимний вечер»: «Буря мглою небо кроет / Вихри снежные крутя». Повтор звуков [э] и [о] в стихотворении Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь» создаёт ощущение свиста ветра: «Мело, мело по всей земле, / Во все пределы».
Аллитерация — не менее выразительный приём, чем ассонанс, основанный на повторе сочетаний согласных.
Аллитерация позволяет реализовать различные художественные задачи, в том числе передать дополнительные оттенки значения, сделать художественный образ боле зримым, ярким. А.С. Пушкин, например, использует аллитерацию, основанную на повторе согласных звуков [р с к], в описании Полтавской битвы: «Швед, русский — колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет». Повтор плавного [л] и свистящего [с] помогает В.Я. Брюсову нарисовать таинственную картину процесса рождения стиха: «Тайны созданных созданий / С лаской ластятся ко мне, / Словно лопасти латаний / На эмалевой стене».
Выразительные возможности звуковых повторов положены в основу каламбурных стихов, задействующих омофоны — слова, совпадающие в фонетическом отношении. Таковы каламбуры Д. Минаева, поэта XIX в.: «Ценят золото по весу, / А по шалостям повесу» (по весу — повесу).
Значимыми средствами звуковой выразительности являются повторы, в том числе единоначалие (анафорический повтор) и единая концовка (эпифорический повтор): «Люблю тебя, Петра творенье! / Люблю твой строгий, стройный вид...» (А.С. Пушкин); «Самое лучшее и дорогое — Родина. / Горе твое — это наше горе, Родина» (Р. И. Рождественский).
Иногда поэты используют не сам повтор, а звуковое сближение слов с разным значением, которые образуют тесное смысловое единство, выступая как художественный образ: «Били копыта, / Пели будто: - Гриб. Грабь. Гроб. Груб...» (В.В. Маяковский); «Конь скакал дубовый / Килем круг Сикилии, / Рыжая и ражая / Рысь морская рыскала» (перевод поэзии скальдов С. Петровым).
Выразительные возможности фонетики в художественном тексте не сводятся к простой игре звукообразами. Звучание стихотворной речи должно отличаться от прозаической, создавать ощущение плавности, ритмичности, поэтому большую роль в структурной организации стиха играют звуковые повторы и соответствия. Не менее важны они и в смысловом плане: сближая семантически значимые слова, звуковые повторы помогают проникнуть в авторский замысел, интерпретировать стихотворение и выявить его скрытые смыслы.