Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функционирование фразеологизмов в заголовках журналистских текстов

Заголовок текста СМИ и его свойства

Основное свойство лексико-фразеологической системы русского языка заключается в постоянном изменении и развитии. Изменения затрагивают как состав фразеологических единиц (исчезновение устаревших и образование новых), так и их качественный состав, поскольку они подвергаются модификации, творческому переосмыслению в различных речевых жанрах.

Поскольку фразеологизмы являются одним из средств языковой выразительности, их роль в общении достаточно велика. Использование устойчивых оборотов позволяет сделать речь более разнообразной, богатой, содержательной и максимально выразительной. Эти качества имеют первостепенное значение для произведений публицистического стиля, в том числе для СМИ.

Увеличивающийся информационный поток заставляет искать средства привлечения внимания читателя к содержанию сообщения. Решающую роль в первичной «фильтрации» информации на этапе знакомства с ней играет газетный заголовок. Именно заголовок не только указывает на содержание статьи, но и помогает привлечь читательское внимание за счёт образности, эмоциональности, необычного оформления (например, шрифтового выделения).

В текстах, написанных журналистами, заголовок выполняет многообразные функции:

  1. Ориентировочную: помогает читателю понять содержание публикации и степень её полезности.
  2. Информативную: современный газетный заголовок отличается содержательностью, информационной насыщенностью, представляя основные факты, сущность новости в сжатом, лаконичном виде.
  3. Апеллирует к фоновым знаниям адресата, его культурному опыту, делая информационный материал более значимым для читателя.
  4. Формирует интерес, положительное отношение к материалу публикации.
  5. Удерживает внимание читателя, интригует посредством речевой (или смысловой) игры.
  6. Диалогизирует процесс взаимодействия между читателем и автором статьи – журналистом.

В связи с высокой конкуренцией в СМИ, вызванной обилием информации и источников её получения, требования к газетному заголовку повышаются, так как он становится фактором, решающим выбор читателя в пользу именно этого информационного источника. Поэтому заголовок статьи должен отвечать следующим критериям:

«Функционирование фразеологизмов в заголовках журналистских текстов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Лаконичность, краткость и доступность формулировки.
  2. Актуальность, злободневный характер, обеспечивающий интерес аудитории.
  3. Образность, выразительность, позволяющая привлечь внимание читателя к содержанию.
  4. Экспрессия, эмоциональность, связанная с апелляцией к чувствам и переживаниям адресата.

Среди различных типов языковых единиц фразеологизмы обладают всеми перечисленными качествами. Они ёмки по содержанию, являются частью фоновых знаний аудитории, апеллируя к национально-культурному и личному опыту, выразительны и экспрессивны. В целях придания заголовку яркости журналисты часто используют приём языковой игры, трансформируя фразеологизмы в структурно-содержательном плане.

Функционирование фразеологизмов в заголовках журналистских текстов

В текстах СМИ заголовки, основанные на использовании фразеологических оборотов, выполняют следующие задачи:

  1. Являются средствами выражения авторской позиции, оценки события. Например, «Не плюй в колодец» (заголовок статьи, посвящённой ремонту канализационных колодцев); «Ледниковый период» (новостное сообщение о крупной коммунальной аварии, оставившей без отопление несколько жилых кварталов); «Как на дрожжах» (аналитический обзор роста цен).
  2. Квалифицируют новость, формируя отношение к ней читателя. Например, «Экономия из рук в руки» (рекомендации по покупке бывших в употреблении вещей); «Зима не за горами» (статья о подготовке к отопительному сезону); «Рыба бьёт по карману» (статья-обзор цен на рыбу и рыбную продукцию); «И свет во тьме светит» (новостная статья о проекте освещения улиц).
  3. Помогают выделить информационный материал, привлечь к нему читательский интерес. Например, «Центробанк раскроет карты» (статья о новых правилах информирования клиентов –держателей пластиковых карт); «Персоны нон-грата» (о введении QR-кодов для посещения публичных мероприятий); «Ковид атакует!» и проч.
  4. Создают неповторимый стиль журналиста, являются средством выражения авторской иронии.

Фразеологизмы используются в заголовках текстов СМИ без изменения либо трансформируются в соответствии с задачами автора. Наиболее интересными являются вторые случаи, поскольку они позволяют проанализировать текстообразующую и прагматическую функцию таких фразеологических единиц. Пути трансформации фразеологизмов разнообразны:

  1. Замена компонента фразеологизма или крылатого выражения: «Война и пир»; «Булыжник – оружие правозащиты!»; «Любишь кататься – люби и страховаться»; «Что в вымени тебе моём?».
  2. Включение фразеологизма в состав оригинального заголовка: «Ломаный грош для бесценной культуры»; «Бездонная коммунальная бочка»; «Сизифов труд учителя» и проч.
  3. Языковая игра: «Суд Клинча», «Властелин лица», «Гонки на выжимание».

Функционирование фразеологизмов в заголовках журналистских текстов позволяет сделать вывод о творческом их преобразовании для нужд публицистической коммуникации.

Дата последнего обновления статьи: 21.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot