Предложение как единица речи, функции предложений в языке
Предложение представляет собой основную единицу такого языкового уровня, как синтаксический. Обычно предложение определяют через набор свойств, присущих данной единице языка:
- Наличие предикативности: в предложении есть грамматическое ядро, образованное его главными членами. Вопрос о количестве главных членов предложения решается в зависимости от его типа. Так, в двусоставных предложениях грамматическая структура образована двумя членами: Мы едем на дачу. Солнце ярко светит. В односоставных предложениях есть только один главный член: Весна. На улице тепло. Пахнет сиренью.
- Семантическая целостность: предложение выражает единую мысль (сложные предложения – разные аспекты мыслей), которая имеет коммуникативную значимость. Это делает предложение базовой единицей коммуникации, то есть передачи информации, сообщения.
- Структурная упорядоченность: компоненты предложения связаны между собой не только семантически, но и грамматически в соответствии с законами данного языка.
- Функциональное распределение: в зависимости от целеустановки предложения подразделяются на различные функциональные типы, позволяющие говорящим (или пишущим) выразить любую коммуникативную интенцию.
Роль предложений в языке чрезвычайно важна:
- Предложение является главным средством выражения мысли, основной единицей сообщения, благодаря которой происходит коммуникация.
- Предложение позволяет увидеть синтагматические связи (линейную зависимость) между другими единицами языка, определить особенности их сочетания в речи.
- В предложении реализуются некоторые семантические аспекты слов. Так, значение многозначных слов, омонимов проявляется только в контексте (в предложении): Повар нашинковал лук. – Стрелок натянул тугой лук. На пальцах его сверкали золотые кольца. – У этого мастера золотые руки.
- Предложение выражает различные коммуникативные интенции говорящего. Например, вопрос, побуждение, информирование собеседника.
- С помощью предложений говорящий выражает свое отношение к ситуации речи, дает ее оценку, делится своим эмоциональным состоянием: Как прекрасно сегодня на улице! Что за прелесть эти книжки с картинками! Какой он жестокий и злой человек!
- Предложение структурирует процесс мышления человека, упорядочивает его, поэтому неслучайно есть значительное сходство между логической структурой суждения и строением предложения.
Функционально-смысловые типы предложений в речи
Функциональная классификация предложений предлагает рассматривать их с точки зрения коммуникативной интенции, реализуемой в данной синтаксической конструкции. В зависимости от коммуникативного намерения адресанта предложения различаются по интенции:
- Предложения, главная цель которых состоит в информировании собеседника о каких-либо фактах либо в их оценке. Это синтаксические единицы повествовательного характера: Солнце зимой ярко светит, но практически не греет. Летом среднесуточная температура здесь не опускается ниже пятнадцати градусов. Язык – величайшее достояние народа. Повествовательные предложения имеют специфическое просодическое оформление, которое заключается в наличии особой интонации: повышение тона к середине предложения и его понижение в конце. Как правило, такие предложения отличаются высокой степенью членимости как формально-логической, так и семантической. Обычно подлежащее в таких предложениях указывает на предмет речи и является темой высказывания, а сказуемое выступает в роли предиката и ремы. На письме такие предложения завершаются точкой, многоточием или восклицательным знаком (если предложение имеет восклицательную интонацию): На улице свежо. Это было так давно… Как чудесно отправиться в путешествие к неизведанным островам!
- Предложения, коммуникативная интенция которых связана с намерением адресанта получить ответ на вопрос: Доводилось ли вам встречать рассвет в горах? Налить вам чаю? Пойдем сегодня в кино? Такие предложения отличаются особой интонацией: тон повышается на главном с точки зрения вопросительной семантики слове. Особую роль в таких предложениях играет порядок следования их компонентов, поскольку от этого зачастую зависит смысл вопроса: Ваш брат учится в колледже? (Адресанта интересует, где учится брат). – Учится ваш брат в колледже? (Говорящий спрашивает, продолжает ли брат учиться). – Ваш брат учится в колледже? (Акцент делает на том, кто именно учится). Для выражения семантики вопроса используются и особые грамматические средства. Например, вопросительные местоимения или наречия: Что здесь происходит? Который из них твой друг? Сколько нам еще ехать? Где он остановился? Куда вы направляетесь сейчас? Также характерны вопросительные частицы: Неужели мы опоздали? Разве ты уже сделал всю работу? Что за нелепость ты говоришь? Хорошо ли он поступил?
- Предложения с императивной семантикой называют побудительными: Иди сюда! Пусть каждый сделает это! Просодически эти предложения оформляются с помощью побудительной интонации, для которой характерно усиление тона к концу предложения: Вытри это! Закрой окно. Принеси вазу. Для предложений с семантикой некатегоричного приказа (просьбы, совета) характерен менее напряженный тон: Закрой-ка окно. Налей, пожалуйста, воды в кувшин. Грамматическим средством выражения императивной семантики является глагол в повелительном наклонении, а также глагол в сочетании с частицами: Запиши текст под диктовку. Вымой руки перед едой. Пусть оденется теплее. Давай играть в прятки. Да здравствует свобода!
Между указанными типами отсутствуют строгие границы, что выражается в существовании синкретичных форм. Например, риторический вопрос, который формально содержит вопрос, но не требуют на него ответа: Хотим ли мы оставить нашим детям в наследство нетронутую природу? Формально такое предложение равно повествовательному: Мы хотим оставить нашим детям нетронутую природу. К ним близки вопросительно-побудительные конструкции: Пойдем гулять, а? Другой тип – синкретизм повествовательно-побудительных конструкций: Смотри, молоко убежало! (Пресуппозиция – «выключи плиту, убери молоко»).