Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фотография как активатор речемыслительной деятельности в когнитивно-ориентированном обучении русскому языку

Фотография как активатор речемыслительной деятельности в когнитивно-ориентированном обучении русскому языку

В современном обучении русскому языку разрабатываются идеи когнитивно-ориентированного подхода к формированию языковых и коммуникативных компетенций. Возникнув на стыке педагогики, психолингвистики и когнитивной психологии, когнитивно-ориентированный подход в преподавании опирается на закономерности и механизмы познавательной деятельности в процессе усвоения знаний и овладения способами действий.

Определение 1

Когнитивно-ориентированный подход в обучении русскому языку заключается в учете в процессе организации учебной деятельности закономерностей, лежащих в основе усвоения знаний, формирования ментальных структур и развития когнитивных способностей.

В соответствии с когнитивным походом к формированию языковых категорий их усвоение протекает на основе развития логико-понятийных операций, включающих анализ, синтез, сопоставление, обобщение. Однако, как отмечают методисты и педагоги, современный школьник испытывает значительные трудности в оперировании словесно-логическими категориями, с трудом усваивает абстрактные единицы и обобщенные способы действия с ними. Поэтому важным становится поиск средств, позволяющих активизировать речевую и мыслительную деятельность учащихся, сделать ее более продуктивной и эффективной.

В обучении, как отмечают специалисты, важную роль играет сочетание различных каналов подачи информации, которое обеспечивает многообразие опыта, получаемого в процессе познания. Также в обучении необходимо учитывать, что мышление имеет сложную природу, сочетающую логические, абстрактные, наглядные (образные) и предметные формы освоения действительности. Следовательно, познавательная деятельность на уроке должна опираться на различные формы мышления, сочетания словесно-логические и образные формы. Для активизации разных форм мыслительной деятельности учителю необходимо применять различный материал: текстовый, графический, визуальный и проч.

«Фотография как активатор речемыслительной деятельности в когнитивно-ориентированном обучении русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Изображения в целом и фотографии в частности – учебный материал, длительно используемый в процессе обучения русскому языку. Изображения выступают на уроке как средства наглядности, как иллюстрации к языковым явлениям (например, для объяснения значения слов), а также как средства организации учебного материала для запоминания. Однако такой вид иллюстративного материала, как фотография, может быть использован в качестве активатора речемыслительной деятельности школьника, способствующего развитию коммуникативных навыков.

Под активатором речемыслительной деятельности следует понимать дидактическое средство наглядности, способствующее стимуляции коммуникативно-речевых умений и навыков.

Коммуникативно-речевые упражнения для работы с фотографией

Фотография, которую учитель использует как средство активизации речевой деятельности учащихся, сопровождается заданиями, которые носят коммуникативный характер:

  1. Опишите фотографию, ориентируясь на вопросы, которые приведены ниже (стимуляция говорения).
  2. Составьте и запишите несколько предложений, которые могли бы служить подписями к фотографии. Объясните свой выбор (активизации письменной и устной речевой деятельности).
  3. Прочитайте деформированный текст, составленный по сюжету фотографии, и дополните его подходящими по смыслу словами и словосочетаниями. Задание направлено на развитие навыков речевого моделирования.
  4. Составьте диалог на основе сюжета фотографии, включив в него элементы описания запечатленной ситуации. Задание развивает навыки коммуникации и соблюдения речевых норм в условиях заданной темы общения.
  5. Составьте на основе сюжета фотографии небольшой рассказ от первого (третьего лица). Задание нацелено на совершенствование навыков связной речи.
  6. Напишите на основе сюжета фотографии пост для социальной сети, соблюдая особенности данного типа текстов.

Помимо одной фотографии, учитель может использовать серию сюжетно связанных между собой изображений, которые также сопровождаются различными речевыми задачами:

  1. Подготовьте рассказ от лица фотографа о создании фотографий данной серии. Подумайте, когда, где и при каких обстоятельствах могли быть сделаны снимки, что привлекло внимание фотографа.
  2. Придумайте подписи к каждой фотографии и обменяйтесь с товарищем, проверьте, смогли ли вы узнать фотографии по подписям к ним.
  3. Составьте на основе серии фотографий репортаж о событиях, по поводу которого они сделаны.
  4. Представьте себя в роли журналиста, который пишет статью на основе сюжета фотографий. Подумайте, на какую тему и в каком жанре вы будете писать, и составьте план статьи.

Используя разнообразные коммуникативно-речевые задачи, учитель может активизировать речемыслительную деятельность учащихся, стимулируя их создавать на основе визуального образа текстовые произведения в разных стилях и жанрах. Выбор конкретных типов заданий определяется целями упражнения, а также уровнем подготовки класса. Работа с фотографическим изображением может стать частью урока, использоваться как упражнение, настраивающее учащихся на работу или как способ проверки домашнего задания.

Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot