Понятие предметных результатов лексической работы
Изменения, затронувшие систему образования, касаются в первую очередь результативности освоения учебных программ.
Под предметными результатами обучения понимается система теоретико-практических учебных навыков, сформированных в ходе освоения определенной предметной области.
Предметные результаты составляют "ядро" системы знаний и способов действий, относящихся к содержанию учебной дисциплины.
Система предметных результатов по языкознанию отличается тем, что в нее входят как языковые, так и речевые компетенции, формируемые в комплексе. Системная организация языка, а также сложный характер речевой деятельности обусловливают и многоуровневое строение предметных результатов в области лингвистики.
Предметные результаты, достигаемые при изучении лексики, касаются следующих аспектов подготовки:
- В области языка и его уровней: формирование общих представлений о лексическом уровне и его единицах, о лексическом значении, явлениях полисемии и переноса значения, а также парадигматических отношениях лексических единиц - омонимов, синонимов, антонимов и прочее; знания в области стилистического и функционального расслоения лексики, понимание процессов, лежащих в основе формирования лексической системы, знакомство с происхождением слов, способами обогащения словарного состава, новыми явлениями в лексике.
- В области речевой деятельности: умение употреблять в своей речи лексические единицы в соответствии с их значением, понимание значения используемых в текстах слов, а также художественных приемов, основанных на явлении многозначности или переноса значения; навыки отбора лексического материала для выражения мыслей с учётом требований культуры речи и речевой ситуации; умение пользоваться толковыми, а также аспектными лексическими словарями с целью уточнения значения слов, редактирования текстов и расширения словарного запаса; навыки редакторской правки собственных речевых произведений на предмет наличия лексических ошибок и недочётов.
- В области текста: определение текстового тезауруса, умение работать с лексикой текста и определять ее стилистическую и художественную функцию, осуществлять отбор словарного материала для создания собственных высказываний.
- В области культуры речи: знание лексических норм и требований к использованию лексических единиц в речи, сформированное представление о типах и видах лексических недочётов, навыки редактирования текстов в соответствии с требованиями речевой культуры; навыки соблюдения чистоты речи, отказ от использования ненормативной лексики, а также формирование таких качеств речи, как богатство, точность и выразительность.
Круг предметных результатов в области лексической подготовки достаточно широк, поскольку лексика - один из базовых разделов школьного курса языкознания, а слово является основной единицей изучения и в других областях лингвистики.
Формирование предметных результатов младших школьников в процессе организации лексической работы
Становлению и развитию навыков в области лексики способствует система лексической работы, специально организованная на уроках русского языка и литературного чтения, способствующая формированию необходимых предметных результатов.
Лексическая подготовка охватывает несколько направлений:
- Расширение предметно-понятийного словаря младшего школьника, в том числе обогащение его абстрактной и терминологической лексикой. Этому способствуют различные приемы введения новых слов в лексикон учащихся: знакомство с их значением посредством словаря, выяснения значения малопонятных слов из контекста, подбор синонимичных по значению слов, обращение к способу их образования.
- Активизация пассивного словаря, перевод слов и выражений в сферу активного употребления: как правило, лексикон младшего школьника достаточно широк за счёт существования неактуализируемого пласта лексики, который принадлежит к сфере пассивного словаря. Данные слова и выражения необходимо сделать частью активного словарного запаса, для чего используются упражнения на употребление данных единиц в речи - устной и письменной (составление словосочетаний, предложений, рассказов по опорным словам, проектная работа по составлению тематических словарей, доклады и сообщения на указанную тему, актуализирующие определенные лексические пласты).
- Формирование речевой культуры словоупотребления: у ребенка начальных классов слабо развито языковое чутье чувство стиля и нормы, поэтому необходима специальная работа, нацеленная на очистку речи от нелитературных форм, в том числе просторечия и жаргона.
- Развитие навыков самоконтроля в речи, базирующихся на лингвистических знаниях и предполагающих точность и нормативность словоупотребления.
Формирование предметных результатов в ходе освоения лексических тем представляет собой часть предметной подготовки и тесно связано с изучением других разделов языка, а также основ культуры речи.