Место личностных результатов в системе литературного образования
Результативность процесса обучения — важное условие внедрения федерального государственного образовательного стандарта — базового документа, определяющего целевой, содержательный и контрольно-оценочный блоки образования. Освоение учебных предметов, в том числе литературы, имеет практико-ориентированный характер и нацелено на становление системы действий, способствующих личностному и духовному росту ребёнка.
Среди системы результатов, предусмотренных стандартом, выделяют три группы умений и навыков:
- Личностные, которые связаны с такими важными способностями индивида, как самоопределение (социальное, гражданское, этническое, личностное), смыслообразование (иерархия мотивов и ценностных установок) и морально-этическая ориентация (развитая нравственность).
- Метапредметные, предполагающие становление спектра действий, являющихся универсальными для любого вида общественной практики: коммуникативных умений и навыков, способностей к целеполаганию, планированию и осуществлению своей деятельности, а также к познанию и оценке своих и чужих достижений.
- Предметные, в основе которых лежит усвоение содержательной стороны изучаемой дисциплины.
В системе учебных достижений личностные результаты занимают первое место, так как связаны с процессами социализации индивида, интеграции его в систему базовых норм и ценностей, принятых в обществе. Результатом освоения русского языка как учебного предмета должен стать не просто перечень знаний и умений, а способность индивида к личностному и профессиональному росту, основанному на базовых ценностях и нормах, формируемых русским языком.
Русскому языку принадлежит исключительное место в системе школьных дисциплин, он играет ключевую роль в становлении личности. Язык, являясь средством познания, способствует формированию словесно-логического мышления, памяти, произвольного внимания и воображения. Как инструмент общения, язык и речь с способствуют интеграции ребёнка в школьный социум, принятию им на себя определённых социальных ролей в системах «ученик — учитель» и «ученик — ученик», а также усвоению основных способов коммуникации в ходе решения познавательных и практических задач. Наконец, язык, в котором запечатлён исторический опыт народа, способствует усвоению национально-культурных ценностей и смыслов.
Формирование личностных результатов в процессе обучения русскому языку в 5 классе
Личностные результаты обучения русскому языку в 5 классе связаны с формированием ряда компетенций:
- Понимание языка как средства познания и общения и осознание необходимости его изучения.
- Осознание богатства и разнообразия русского языка, его неисчерпаемых выразительных возможностей как ориентира для развития собственной языковой личности.
- Осознание практической значимости речевой культуры и развитие стремления использовать богатства языка в собственной речевой практике.
Таким образом, обучение русского языку в 5 классе направлено на развитие языковой личности ученика, формирование сознательного отношения к языку как национальному достоянию. Воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку становится залогом национальной и гражданской идентичности, способствует развитию патриотизма и любви к отечественной культуре.
Становлению речевого самосознания пятиклассника способствуют следующие формы методической работы, предусмотренные существующими учебно-методическими комплексами по русскому языку:
- Организация наблюдения за языковыми фактами и речью, закладывающая интерес к изучению родного языка.
- Формирование у учеников представления о статусе русского языка в России и в мире (русский как государственный язык, средство межнационального и международного общения).
- Ориентация на овладение системой норм литературного языка: произносительных, лексико-грамматических, правописных.
- Изучение грамматико-орфографических тем сопровождается упражнениями и заданиями, направленными на развитие речи, повышение её качества — выразительности, точности, логичности, богатства и разнообразия. Пятиклассники учатся составлять собственные речевые произведения, грамотно излагать свои мысли, обосновывать собственную точку зрения.
- Ориентация в изобразительно-выразительных возможностях языка, демонстрация богатых стилистических возможностей языка позволяет школьникам понять уникальность и универсальность языка как инструмента познания и коммуникации.
- Формированию чувства слова, языкового чутья и литературного вкуса способствуют задания, направленные на анализ и оценку текстов мастеров слова, упражнения творческого характера, предполагающие создание собственных речевых высказываний с опорой на образцы.
- Проектная работа, ориентирующая ученика на самостоятельное наблюдение над языковым материалом, его сбор, систематизацию и оценку, а также способствующая развитию навыков планирования и контроля деятельности.
Формирование личностных результатов в процессе обучения русскому языку в 5 классе является ведущим аспектом обучения и обеспечивает его связь с жизнью и опытом учащихся.