Вывеска как коммуникативная единица и ее особенности
Процессы, связанные с пополнением и развитием словаря, играют важную роль в обучении РКИ. Важен не только количественный, но и качественный состав лексики, которой овладевают инофоны, потому что от состава лексических единиц, их актуальности и активности использования в речи зависит умение понимать услышанное и прочитанное, а также продуцировать собственные высказывания на различные темы.
Обучение лексике в процессе преподавания РКИ должно носить функциональный и коммуникативный характер. Это значит, что слово надо рассматривать с точки зрения его функционирования в контексте речевой ситуации, а также понимать коммуникативную роль слова в практике общения.
В настоящее время лексика русского языка переживает активные процессы. Появляются новые слова, большая часть которых относится к заимствованным, у слов развиваются новые значения, возникают примеры словоупотребления, ранее не существовавшие в речевом обращении. Все это показывает, что лексическая система русского языка находится в переломном состоянии, поэтому обучение РКИ должно основываться на ведущих тенденциях в области развития лексики и учитывать эти тенденции в практике преподавания.
Сфера языка, в которой лексика особенно активно трансформируется, - это разговорная практика, а также язык рекламы. Ввиду экспрессивности рекламного сообщения ему изначально присущ творческий подход к слову, стремление «обыграть» форму или значение лексической единицы, чтобы привлечь внимание пользователя. Одной из составляющих рекламных текстов является вывеска, которая одновременно выступает и элементом презентации, и средством номинации, соединяющим смелые языковые эксперименты с графической небуквенной символикой.
Вывеска представляет собой конструктивный элемент дизайна помещения коммерческой или некоммерческой организации, который выполняет информационную функцию и одновременно является средством привлечения внимания к ней.
Вывески на коммерческих учреждениях чаще всего носят рекламный характер, побуждая потенциального покупателя обратить внимание на учреждение и его продукцию или услуги.
Формирование лексических навыков в преподавании РКИ на основе использования вывесок
Языковое оформление вывесок часто отражает актуальные тенденции в развитии русской лексики и одновременно является данью языковой и рекламной моде. При этом вывеска – это и элемент «социальной навигации» в городском пространстве. С помощью вывесок и правильного восприятия их информации инофон получает возможность ориентироваться в пространстве города, выбирать те или иные продукты и услуги, а также пополнять свой словарный запас новыми лексическими единицами.
Вывеска в процессе обучения РКИ предстает как аутентичный материал, который изначально не имеет обучающей функции, поэтому она не может служить основным средством формирования лексики, выступая в качестве вспомогательного элемента.
Приемы работы с текстами вывесок на занятиях РКИ разнообразны и включат несколько вариантов заданий, помогающих учащимся пополнить актуальный словарь названий:
- Рассмотрите фотографии вывесок некоммерческих учреждений. Какую информацию можно из них извлечь? Опираясь на тексты вывесок, укажите: график работы библиотеки / поликлиники; рабочие дни почты; полное название детского сада и проч.
- Прочитайте названия различных коммерческих организаций («Ручки-ножки», «Улыбка», «Мокрый нос, «Большое платье», «Иероглиф» и др.). Подумайте, какие из них принадлежат: а) салону красоты; б) стоматологической клинике; в) ветеринарной аптеке; г) магазину одежды; д) ресторану китайской кухни. Объясните свой выбор.
- На фотографиях вывесок скрыта часть информации, опираясь на известные данные, восстановите пропуски (название учреждения, график работы и проч.).
- Укажите, слова каких частей речи входят в названия вывесок: «У камина», «Отдохни!», «Цветочный город», «Двадцать два» и проч.
- Придумайте и графически изобразите вывеску любого предприятия / учреждения, оформив ее в соответствии с правилами русского языка.
- Найдите вывески учреждений одного типа, сравните их между собой, сделайте вывод о сходствах и различиях в речевом и графическом оформлении (например, для сравнения возьмите вывески аптек, частных образовательных центров и проч.).
- Проанализируйте графические элементы в составе вывесок с точки зрения передачи смысла. Подумайте, какие компоненты графики удачны с точки зрения выражения смысла, а какие вы бы изменили.
Задания по работе с вывесками носят необычный, нетрадиционный характер, ориентируя инофонов на поисковую работу, умение видеть применение языковых знаний в практике коммуникации, а также наблюдать за языковыми фактами.