Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование грамматических умений младших школьников при изучении раздела «Морфология»

Специфика изучения морфологии в начальной школе

Объективная трудность в изучении грамматики русского языка связана с его флективным строем, сложным грамматическим устройством самой языковой системы.

Определение 1

Морфология представляет собой раздел грамматики, в центре внимания которого находятся вопросы классификации слов по их грамматическим признакам и месту в системе, а также грамматические значения и формы слов.

С морфологической системой русского языка школьники начинают знакомиться ещё в первом классе, постепенно расширяя и углубляя свои знания. Важным принципом изучения морфологии как раздела языкознания становится не изолированное знакомство с языковыми явлениями, а комплексный подход к изучению системы частей речи, их признаков и их роли в коммуникативной практике.

Изучение морфологии в начальном курсе языкового образования имеет свою специфику, которая обусловлена следующими факторами:

  1. Возрастные особенности учеников, свойства их мышления, для которого в данный период недоступны сложные языковые абстракции.
  2. Ограниченный объем сведений в области языкознания, не позволяющий оперировать всей системой морфологических категорий, а также сведениями в области строения слова, словообразования, лексики и синтаксиса.
  3. Зависимость изучения морфологии от конкретного речевого материала, необходимость опоры на эмпирический опыт детей.

Изучение морфологии в начальной школе происходит поэтапно. Можно выделить следующие ступени знакомства с морфологическими понятиями:

  1. Подготовительный этап, на котором не вводятся морфологические термины, а происходит накопление языкового материала. Ученики наблюдают за группами слов, их значением и употреблением в речи, учатся задавать к ним вопрос, уясняют, что слова объединяются в классы в зависимости от их значения и роли в высказывании.
  2. Теоретико-практическое знакомство с морфологическими категориями, которое начинается с имени существительного и его признаков. Дети усваивают общую схему знакомства с частями речи, включающую выявление частеречного значения, постоянных и переменных признаков и определение синтаксической роли. Затем морфологические сведения обогащаются при изучении прилагательного и глагола.
  3. Углубление сведений о частях речи. В соответствии с современными программами начального образования ученики знакомятся также с личными местоимениями, числительными (обзорно), наречиями, служебными словами, учатся выделять их в тексте и отличать от слов других частей речи.
«Формирование грамматических умений младших школьников при изучении раздела «Морфология»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Формирование грамматических умений младших школьников при изучении раздела «Морфология»

Вопросами формирования морфолого-грамматических умений занимается методика морфологии – подраздел методики языкового образования, рассматривающий способы и методы знакомства с морфологическими понятиями и категориями.

При изучении морфологии в начальной школе педагог руководствуется следующими принципами:

  1. Принцип соотнесения лексического и грамматического значений слов (например, глаголы «бегать, прыгать, летать» имеют различное словарное значение, однако их морфологическое значение – «совершать действие по перемещению в пространстве»).
  2. Принцип сопоставления исходной формы со словоформами (например, изучение системы падежей происходит при выделении начальной формы именительного падеже и косвенных падежей, при знакомстве с глаголом выделяется неопределённая форма и личные формы).
  3. Принцип изучения морфологических свойств на основе синтаксической роли слова.

Основным методом в обучении морфологии является система упражнений, направленных на формирование грамматических умений и навыков. К данному виду упражнений относятся следующие:

  1. Морфологический разбор слов. В практике школьного обучения он также известен как частеречный разбор. Морфологический разбор проводится по определённой схеме, отражающей логику изучения свойств части речи. Сначала определяется общее грамматическое значение, затем начальная форма слова, перечисляются его постоянные (классифицирующие) и переменные (словоизменительные) категории, а затем указывается выполняемая синтаксическая функция.
  2. Задания на формообразование, когда ученикам необходимо поставить слово в заданную форму (например, образуйте глаголы прошедшего времени; просклоняйте существительное);
  3. Задания на классификацию слов по какому-либо грамматическому признаку (распределите существительные по типам склонения; объедините глаголы по признаку вида или спряжения).
  4. Задания опознавательного характера, направленные на развитие умений находить определенное слово (или словоформу) в тексте (выпишите из текста глаголы в настоящем времени; укажите в тексте краткие прилагательные).
  5. Самостоятельный подбор слов, удовлетворяющих заданным условиям (например, приведите примеры несклоняемых существительных, служебных слов).
  6. Задания, помогающие различать грамматические омонимы (составьте словосочетания со словом «печь», чтобы в первом случае данное слово было глаголом, а во втором – существительным).
  7. Задания на конструирование словосочетаний, предложений с заданной частью речи (например, составь словосочетание по модели «глагол + предлог + существительное).

Данные упражнения помогают развить опознавательные, аналитико-синтетические умения, формируют навыки классификации и обобщения грамматического материала, способствуя успешному изучению морфологии.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot