Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Феноменология и язык

Феноменология и язык

Понятие «феноменологии», являющееся частью философского знания, встречалось ещё в трудах Г. В. Гегеля, хотя статус самостоятельного философского учения феноменология приобретает только в XX веке в трудах Э. Гуссерля. Считается, что возникновение феноменологии было обусловлено реакцией на господствующие в философии того времени скептицизм и релятивизм в вопросах исследования познания.

Феноменология представляет собой одновременно и философскую систему, и философский метод, который заключается в исследовании сознания индивида, осуществляющего познавательную деятельность, и фундаментальных структур, и их сознания – феноменов, с помощью которых и осуществляется познание.

С точки зрения лингвистики это означало поворот в методологии научного анализа языка. В частности, Гуссерль отмечал, что человеческому сознанию присуща интенциональность, то есть его соотнесенность с объектом, на который оно направлено. Интенциональный характер присущ и человеческой коммуникации, поскольку она всегда направлена на «другого», следовательно, обладает соотнесенностью с внешним миром: с субъектом (адресатом), с ситуацией общения, историческим и социальным контекстом и так далее.

Гуссерль рассматривал два аспекта взаимодействия феноменологического метода и языкознания:

  1. Первый аспект связан с разделением языка и познания. По мнению философа, познание «чистого» сознания отличается тем, что оно имеет дело с самой вещью, то есть изначальной сущностью объекта, свободного от различных смыслов, которые нагромождаются вокруг него различными познавательными установками. В том числе объект познания должен быть свободен и о тех смыслов, которые накладывает на его язык. Язык необходим исследователю как инструмент познания, способный точно выражать существующие между объектами логические связи. С этой точки зрения Гуссерль по-новому поставил вопрос о соотношения языка и мышления (сознания), отметив несовпадение между наличием многообразного субъективного языкового опыта и необходимостью изучения сущности феноменов, свободных от всего случайного и единичного.
  2. Второй аспект предполагает новый взгляд на природу языка. Ранее язык рассматривался как нечто, отдельное от человеческого сознания, в то время Гуссерль указал, что язык – имманентно присущая сознанию сущность. В то же время язык, будучи формой осуществления сознательной деятельности, является одновременно и его объектом. То есть, изучая язык, человек сталкивается с тем, что он неизбежно будет изучать одним из аспектов деятельности своего же сознания. Следовательно, необходима новая методология, которая бы была адекватна описываемым феноменам.
«Феноменология и язык» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Феноменологическая «парадигма» в современном языкознании

Новая методология феноменологического исследования предполагала, что достижение научных знаний о мире возможно с помощью изучения феноменов «чистого» сознания путем метода редукции, позволяющего отвлечься от существования объективного «эмпирического» мира. Одновременно с этим феноменологическое исследование отрицало заранее сформулированные теории, предпосылки, в которые бы предшествовали самому акту познания как уже существующие в нашем сознании установки относительно изучаемо объекта.

Эти идеи имели большое значение для становления новой методологии языкознания, которое перестает строиться по образцу естественных наук. В частности, лингвисты говорят об ограничении данных эмпирического опыта в языковых исследованиях, при этом подчеркивают значимость бессознательной составляющей в речевой деятельности. Поэтому, например, структурализм стремиться разделить собственно язык как результат научной абстракции, построенный нашим сознанием, и речь как непосредственно наблюдаемый эмпирический феномен. Отсюда, кстати, проистекает интерес лингвистов проблемам индивидуального функционирования языка, внимание к процессам протекания коммуникации.

Так возникает новая, феноменологическая парадигма в языкознании. Если в центре внимания языкознания прошлого оказываются разнообразные объекты: грамматические структуры, семантические категории и так далее, то предметом нового языкознания выступают процессы, лежащие в основе порождения коммуникации. Коммуникация рассматривается как лингвистический и социальный феномен, а речевые акты, составляющие её, выступают с точки зрения минимальных социальных актов, которые отражают деятельностьную природу языка.

Меняется также взгляд на отношения между языковыми феноменами. Так, в традиционном языкознании при исследовании языка как абстракции между его феноменами возможно установить жесткие причинно-следственные связи, обладающие объективным характером. Однако в реальной коммуникации, рассматриваемой в процессуальном аспекте, на эти отношения каждый раз влияют многообразные субъективные факторы, что отменяет строгий детерминизм и вводит вместо него принцип вероятностных связей, обусловленных используемыми коммуникативными стратегиями.

Таким образом, современная лингвистика исследует язык в социально-культурном контексте как деятельностный феномен, а анализ языка и речи перестает быть сугубо лингвистическим «полем» исследований, превращаясь в объект изучения психологии, социологии и философии.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot