Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фанфикшн как социально-педагогический феномен в языковом образовании

Фанфикшн как социально-педагогический феномен в языковом образовании

Обучение чтению выступает одной из наиболее актуальных проблем, получивших разработку в традиционной методике языкового образования. Чтение является рецептивным видом речевой деятельности, то есть предполагает восприятие, понимание и осмысление прочитанного. Владение чтением как коммуникативным инструментом выступает одной из целей языкового образования и речевого развития школьника, базирующимся на полном понимании текстов, принадлежащих к разным стилям и жанрам.

На современном этапе анализ социально-психологических особенностей чтения подростков показывает, с одной стороны, сужение круга читательских интересов, с другой – рост популярности развлекательного, досугового чтения, которое постепенно вытесняет чтение художественной литературы и чтение с образовательными целями. В сфере читательских интересов подростков оказывается массовая периодика, комиксы, манга, а также фанфикшн как феномен культуры постмодерна.

Определение 1

Фанфикшн представляет собой процесс создания вторичного текста, который создан как вариация (реплика) по мотивам художественного произведения, популярного кинофильма или сериала, а также всю совокупность подобных произведений – фанфиков.

Фанфикшн полностью соответствует особенностям текстов постмодерна и обладает их характерными чертами:

  1. Вторичность: фанфик создается на основе образца, из которого заимствует героев, атрибутику, литературную топику и иные черты.
  2. Интертекстуальность: в тексте фанфика существуют отсылки к первичному тексту-источнику, понятные тем, кто знаком с оригиналом.
  3. Феномен «диффузного автора»: фанфик может создаваться анонимным автором или коллективом авторов, в результате представление о едином авторе – создателе текста – утрачивается, размывается.
  4. Многообразие стилей и жанров, предназначенных для читателей с различными литературными вкусами.
  5. Вариативность сюжетных линий (известны фанфики, которые строятся как сюжетные ответвления более сложных фанфиков).
«Фанфикшн как социально-педагогический феномен в языковом образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Стратегии чтения текстов фанфикшн и их влияние на формирование читательских навыков

Будучи новым типом текста, который входит в круг чтения подрастающего поколения, фанфик формирует новые стратегии чтения, отличные от тех, с которыми школьник привык иметь дело при чтении классических произведений из программы по литературе. Как социально-педагогический феномен фанфикшн предполагает формирование нового взгляда на природу художественного текста:

  1. Отсутствие канонического текста и, следовательно, читательская свобода в компоновке событий, характеристике героев и интерпретации сюжета.
  2. Сотворчество в процессе чтения: авторский текст становится не материалом анализа, а стимулом для создания собственного текста.
  3. Отсутствие образцов и ориентация на свободу в выборе форм выражения текстового содержания.
  4. Наличие у читателя «фоновых знаний» об истории, что обусловливает лаконизм в описании героев и раскрытии их характеров, акцент переносится на действие
  5. Возможность влияния на текст и диалога с автором посредством комментариев и проч.

Таким образом, фанфикшн порождает интерактивные стратегии работы с текстом, которые направлены не на изучение его структуры, формальной организации, а на создание литературно-творческого дискурса вокруг известной темы или сюжета. Принципиальная ориентация на «домысливание» и «пересоздание» текста ведет к отказу от интерпретации в пользу трансформации текстового содержания.

Использование текстов фанфикшн в языковом и литературном образовании

Использование возможностей фанфикшна в образовании является спорным, поскольку «окололитературное» творчество учащихся не может заменить полноценной работы по осмыслению и анализу художественного текста. В практике школьного обучения не раз предлагались задания, связанные с дописыванием концовки произведения, изменением сюжета, однако уровень и качество их выполнения показывают непонимание смысла произведения и авторского замысла. Поэтому учителю необходимо использовать отдельные возможности фанфикшн для стимулирования творческой деятельности учащихся на уроке. Например, ученикам можно предложить задания, которые основаны на творческом переосмыслении текста произведения:

  1. Рассказать о событиях от лица героя произведения (или его возможного участника).
  2. Создать литературно-критическую рецензию на произведение.
  3. Создать по мотивам произведения комиксы, иллюстрации, видеоролики, буктрейлеры.
  4. Написать письмо к читателю от лица литературного героя.
  5. Создать сценарий для инсценировки на основе литературного произведения.
  6. Создать интерактивную карту произведения или ленту времени.
  7. Сформировать виртуальный музей артефактов (образов) произведения. Например, при чтении «Евгения Онегина» был создан «Музей романа в стихах», в который вошли образы, появлявшиеся на страницах романа, предметы быта той эпохи, портреты современников Пушкина, упомянутых в романе, планы русской усадьбы и Петербурга первой трети XIX века.

Таким образом, фанфикшн как социально-педагогический феномен в языковом образовании позволяет стимулировать воображение учащихся при работе с текстом и ориентировать на креативный формат представления своих знаний о произведении.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot