Статус эпитета в системе выразительных средств
Эпитет наряду с иными средствами выразительности (олицетворением, метафорой, сравнением) принадлежит к образному языку, функционирующему в основном в художественных произведениях.
Под эпитетом понимается художественная дефиниция, яркое, образное, эмоционально-оценочное определение метафорического характера, в основе которого лежит переносное значение слова.
Например: жемчужные облака, широкошумные леса, яростный ураган, праведная кровь и проч. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, однако бывают и эпитеты-наречия: голос звенел хрустально; радостно, по-праздничному сияло солнце. Встречаются и эпитеты, выраженные причастиями: потухшая страсть, измученная душа, зеленеющие нивы.
Как отмечают исследователи, данное средство необходимо отличать от олицетворений и метафор. В основе всех этих приемов лежит образное уподобление разнородных, но в чем-то схожих явлений действительности.
При метафоре уподобление носит характер скрытого сравнения: степь лазурная (М.Ю. Лермонтов) – небо, похожее на лазурную степь, костер рябины красной (С.А. Есенин) - рябиновые кисти красные, как огонь.
Олицетворение представляет собой прием, в основе которого лежит антропоморфизм, принцип наделения предметов и явлений человеческими качествами и свойствами: буря плачет, ветер вздыхает, мороз лютует, солнце хмурится, земля отдыхает, лес трепещет, ручей лепечет и проч.
В основе же эпитета лежит функция определения свойства, качества предмета образного характера. Например, при образовании эпитета "хрустальная слеза" уподобление основано на сходстве признака (прозрачная слеза - прозрачный хрусталь – слеза прозрачная, как хрусталь – хрустальная слеза).
Эпитеты принято классифицировать по разным основаниям. Большинство исследователей выделяют тавтологические эпитеты, к которым можно отнести постоянные эпитеты из фольклора, а также поясняющие, в основе которых лежит образное уподобление метафорического характера. К первой группе относятся такие эпитеты, как "красна девица, добрый молодец, уста сахарные, шея лебединая, руки белые, стрелы каленые, меч острый". К тавтологические эпитетам можно отнести и те, которые утратили свою образность, став "стершимися": широкое море, зелёный лес, высокое небо. Вторая группа включает авторские эпитеты, встречающиеся в художественных произведениях: легкое дыхание, тяжёлые веки, потухший взгляд, роща золотая, уснувшая память.
Эпитет: семантика, структура, функции
С семантической точки зрения можно выделить неассоциативные и ассоциативные эпитеты. К первым относятся те, в основе которых лежат устойчивые уподобления: лес – темный, радость – сердечная, тоска – неизбывная, нервы – стальные, и проч. Ассоциативные же эпитеты создают новые, свежие ассоциации, предлагая взглянуть на предмет по-иному: задорный стих, нарядно-обнаженный лес, царственное молчание.
Ассоциативные эпитеты обладают большей метафорической силой и способностью создавать яркие, запоминающиеся образы.
Также можно говорить о существовании следующих семантических групп эпитетов:
- Цветовых (золотая осень, черная зависть, жемчужные зубы).
- "Музыкальных" (звенящая капель, поющее сердце, плачущая скрипка).
- Оценочных (драгоценные воспоминания, чистая душа).
По структуре эпитеты можно подразделить на одно- и двухкомпонентные. В составе первых обнаруживается одно образное уподобление (золотое сердце, резвая младость, печальный взгляд), в структуре вторых - два компонента (нарядно-обнаженная природа, широкошумные дубравы, тяжелозмейные косы, огнеокая гроза и другие).
Роль, которую играют эпитеты в художественных произведениях, чрезвычайно важна, поскольку эпитеты создают образный строй произведения, являются средством характеристики мира и человека, мощным инструментом выражения экспрессии и авторской оценки. Например, эпитет "кроткая", вынесенный в заглавие рассказа Ф. М. Достоевского, является не только средством характеристики персонажа, но и способом выражения авторской позиции. Эпитеты "серпастый", "молткастый" паспорт в стихотворении В. В. Маяковского несут ярко выраженную экспрессивно-оценочную функцию. В пейзажных и портретных описаниях эпитеты становятся средством раскрытия характера персонажа. "Покойные", "мягкие" движения Обломова создают образ человека изнеженного, но спокойного и добросердечного. Портреты героев романтической литературы изобилуют яркими деталями и контрастами: "огненные глаза", "бледный лоб", "смоляные кудри", "пронзительный взгляд" – такие определения принадлежат натуре неординарной, исключительной.
Таким образом, эпитеты являются одним из важнейших приемов художественной изобразительности и широко используются в художественной литературе.