Основные трудности в обучении грамматике дислексиков
Дислексия, проявляющаяся в трудностях овладения чтением и письмом, является частой проблемой у детей и подростков, препятствующей в овладении русским языком и его грамматической системой. Поэтому в настоящее время в методике обучения словесности востребованными становятся методы и приемы работы с дислексиками, помогающие наладить процесс обучения и сформировать у учеников грамматические сведения, необходимые для успешного овладения правописанием и системой языка в целом.
Трудности в овладении грамматикой учениками с дислексией состоят в следующем:
- Длительный процесс формирования представлений о грамматической категории, ее особенностях.
- Сложность в соотнесении грамматической категории с реальным языковым явлением.
- Многочисленные нарушения грамматических норм, аграмматизма в устной и письменной речи.
- Неумение применять грамматические сведения в правописании.
- Сложности в систематизации грамматического материала и его усвоении.
При этом грамматика все равно является основой обучения языку, поэтому для дислексиков необходимо создание особых условий, которые облегчают процессы усвоения грамматических категорий.
Эффективные приемы обучения грамматике дислексиков
Обучение грамматике необходимо основывать на мультисенсорном подходе, что проявляется в привлечении к процессу обучения различных органов чувств, не только зрительных и логико-смысловых. Это способствует более прочному усвоению грамматических категорий и «снимает» проблему их абстрактного характера, делающего познание грамматики сложным для дислексика. Для этого предлагаются следующие упражнения:
- Работа с цветовыми карточками: слова каждой части речи маркируются определенным цветом. При классификации слов по частеречной принадлежности ученик связывает их с другими словами данной группы не только на основании логико-смысловых, но и на основании зрительных ассоциаций, что способствует более прочному запоминанию материала.
- Визуализация: каждая часть речи изображается в виде картинки. Например: существительное изображается в виде снеговика, части туловища которого содержат информацию о данной части речи: значение, вопросы, морфологические признаки; глагол – в идее многоногого человека, что символизирует связь этой части речи с движением и проч.
- Использование техник повторения информации путем сочетания разных типов действий: например, относя слово к определенной части речи, ученик называет это слово, обозначает его частеречную принадлежность, записывает его в определенную графу таблицы или в часть цветовой схемы.
Другой эффективный прием развития грамматических знаний у дислексиков – сторителлинг, то есть «вписывание» грамматических сведений в контекст какой-либо истории.
Суть приема заключается в том, что сведения о части речи передаются через образное вербальное содержание, имеющее сюжетную основу, что обеспечивает более прочное усвоение и развитие ассоциативных связей. Так, при изучении падежей имен существительных придумывается история о городе, в котором было шесть домов с шестью этажами в каждом; на «этаже» жили веселые жители-вопросы. При изучении спряжения глаголов можно использовать другой сказочный сюжет: о том, как глаголы потерялись в лесу, и на их поиски отправился храбрый маленький ученый, ловивший их сачком и раскладывавший в две «банки» (спряжения) по их окончанию или неопределенной форме.
Еще один продуктивный метод обучения грамматике дислексиков – создание ментальных карт, логико-смысловых схем, позволяющих структурировать материал.
Так, дети-дислексики испытывают трудности при классификации явлений, поэтому такая классификация должна осуществляться с использованием средств визуализации. В качестве основы для создания ментальной карты может послужить схема дерева или цветка, на ветвях/ лепестках которого изображаются необходимые сведения. Можно использовать другие образы для создания ментальных карт: это могут быть рисунки, условные значки, «планетарная структура» и проч. Интересный прием составления ментальных кат использовал один педагог, предложив взять за основу контур ладони с разведенными в стороны пальцами. Так как рука является универсальным «инструментом» познания, расположение информации на ее визуальном образе помогает структурировать и запоминать сведения. Схему «Рука» удобно использовать при работе с частями речи: большой палец – значение, указательный – вопросы, средний – постоянные признаки; безымянный – непостоянные признаки, мизинец – роль в предложении.
Не менее важным при работе с грамматическими явлениями является постоянная связь теории с практикой, наличие иллюстративно материала, примеров, показывающих употребление разных частей речи в разных контекстах, актуализирующих морфологические свойства слов, а также синтаксические модели.
Таким образом, обучение дислексиков грамматике должно строиться на сочетании различных приемов, стимулирующих логическое мышление, все виды память и практическое использование полученных знаний.