Дополнительное образование в системе языкового развития личности
Система языкового развития личности – комплексное понятие, которое включает разные стороны процесса становления коммуникативно-речевых умений и лингвистических компетенций: цели и задачи языкового развития, компоненты языковой личности, факторы, определяющие направление и характер развития речи.
Языковое развитие личности – это прижизненный процесс становления, развития и совершенствования языковых знаний и способностей.
Языковое развитие личности определяется различными факторами:
- Индивидуально-физиологическими причинами, к которым относятся развитие интеллекта, наличие / отсутствие дефектов слуха, зрения, препятствующих нормальному становлению речи.
- Социокультурными факторами, которые включают уровень развития речевой культуры в обществе, господствующие представления о речевой норме, традиции речевого этикета.
- Педагогическими причинами, к которым относят образовательную среду, речевое окружение ребенка.
Средствами развития речи ребенка выступают общение, учебные предметы, хобби и внеурочные занятия, книги и фильмы, компьютерные игры, телевизионный контент, СМИ, Интернет.
Дополнительное образование является важным инструментом в развитии речи ребенка на разных возрастных ступенях развития. В процессе получения образования ребенок неизбежно сталкивается с необходимостью овладения различными видами речевой деятельности для успешного усвоения учебных предметов. Часть школьных дисциплин, например, русский язык, литература, непосредственно нацелена на речевое развитие школьника. Другие предметы связаны с проблемой языкового развития опосредованно. К примеру, на уроках математики осуществляется развитие логической стороны речи, повышается ее точность, конкретность, вместе с тем речевое развитие личности не является ведущей целью математического образования.
Дополнительное образование вне школы выступает как фактор социализации и развития ребенка, в том числе как мощное средство его речевого развития, обогащения словарного запаса, овладения навыками коммуникации, расширения социальных функций языка.
Направления дополнительного образования и их влияние на языковое развитие ребенка
Рассмотрим некоторые виды дополнительного образования детей и подростков, которые влияют на речевое развитие ребенка положительно:
- Логопедические и коррекционно-речевые занятия на младших школьников, нуждающихся в стимулировании речевого развития, помогают преодолеть имеющие дефекты грамматического и звукового строя речи, усовершенствовать навыки связной речи, расширить предметный и понятийный словарь. В конечном итоге, посещение занятия с логопедом способны стать базой для успешного освоения школьной программы по русскому языку, основой для формирования грамотной речи.
- Театральные кружки и студии является одним из инструментов развития речи ребенка. Обязательным элементом программы таких занятий является сценическая речь, тренировка произношения, выработка четкой дикции, а также навыков выразительного чтения. Ребенок, занимающийся в театральной студии, как правило, владеет навыки публичных выступлений, способен к выразительному чтению стихотворений и прозы, его речь отличается богатством интонаций, выразительностью, четкостью.
- Занятия изобразительным искусством (например, живописью) способствуют развитию образного мышления, учат выражать эмоции посредством художественного образа, что делает ребенка более восприимчивым к словесным образам, эстетической природе языка, его выразительным и изобразительным средствам. В художественном образовании даже применяются упражнения, которые направлены на развитие навыков «словесного рисования», а также приемы «перевода» художественных образов поэтических произведений на язык живописи.
- Курсы иностранных языков способствуют общему речевому развитию ребенка. Несмотря на занятия иностранным языком, ребенок, посещающий языковые школы, усваивает общие принципы грамматики, основные подходы к созданию речевых произведений, учится проводить параллели между русским языком и иностранным языком, сравнивая их фонетику, грамматику, словарь. Наличие в современном русском языке большого процента заимствований-англицизмов делает занятия английским языком актуальными для понимания процессов, происходящих в родном языке, обогащения словарного запаса, развития навыков общения.
- Курсы практической направленности, например, занятия по повышению грамотности, подготовке к экзаменам, олимпиадам помогают учащимся восполнить пробелы в знаниях, систематизировать языковые сведения, овладеть практическими коммуникативно-речевыми навыками, необходимыми для выполнения определенных заданий.
- Литературные кружки и студии способствуют развитию связной речи, умению создавать тексты разных стилей и жанров, прививают внимание к слову, развивают чувство языка и стиля, формируют потребность в совершенствовании речи.
- Прикладные программы дополнительного образования для младших школьников, например, программы по скорочтению, коррекции почерка, а также обучению чтению носят комплексный характер и способствуют становлению базовых видов речевой деятельности – чтения и письма, без которых невозможно полноценное развитие языковой личности.
Таким образом, дополнительное образование, кружки и секции могут существенно повлиять на развитие речи ребенка. Они предоставляют дополнительные возможности для практики общения, поддерживают интерес к языку и расширяют словарный запас ребенка. Кроме того, занятия в кружках и секциях могут помочь ребенку развить этические и социальные навыки, которые также важны для успешного языкового развития.