Место дистанционного обучения в современной образовательной системе
Дистанционное обучение – востребованная педагогическая технология, которая определяется современными методистами по-разному.
Под дистанционным обучением понимают такую организацию учебного процесса, которая осуществляется удаленно, с использованием информационно-коммуникационных средств.
Дистанционное обучение – это технология организация обучения безотносительно к конкретной образовательной локации с использованием специфических средств и форм организации учебной деятельности.
В последнее время появился термин «электронная педагогика», основным содержанием которой является изучение учебного процесса в Интернет-среде.
Дистанционное обучение – новый формат организации учебного процесса, который требует развития у учеников метапредметных компетенций, навыков планирования, организации и контроля собственной учебной деятельности. В условиях реализации дистанционного обучения особую значимость приобретают такие навыки, как самостоятельный поиск информации, ее анализ и оценка, умение выделять главное и второстепенное, систематизировать и обобщать, работать с разными источниками информации, применять компьютер как средство обучения.
В процессе дистанционного обучения ученик вовлекается в различные виды учебной деятельности, направленные на развитие широкого спектра предметных компетенций и умений:
- Усвоение теоретического материала с опорой на принципы самостоятельности и активности.
- Отработка навыков применения теоретических знаний на практике с использованием интерактивных форм взаимодействия.
- Самостоятельная работа, участие в проектной и научно-исследовательской работе.
- Участие в коллективном обсуждении учебных ситуаций и проблем.
- Контроль усвоения материала, самостоятельная оценка своих учебных достижений и неудач.
Плюсы дистанционного обучения заключаются в том, что оно дает учителю возможность использовать в качестве средств обучения широкий набор ресурсов: тексты в формате мультимедиа, цифровые иллюстрации, видеолекции, аудиозаписи, презентации, интерактивные диктанты, онлайн-тесты, электронные словари и учебные пособия.
Но существуют и недостатки данной технологии, которые связаны с такими аспектами, как отсутствие непосредственного контакта между педагогом и учениками, невозможность контролировать процесс самостоятельного участия в обучении, отсроченный этап получения обратной связи от ученика, необходимость высокой мотивации и развитых навыков самоорганизации учеников.
Дистанционное обучение русскому языку
Внедрение дистанционного обучения русскому языку в школе предполагает актуализацию таких методов обучения, как метод программного обучения, частично-поисковый и проектный. Данные методы направлены на развитие умений самостоятельной работы с учебным материалом и его отработки в ходе выполнения различных задач, связанных с решением проблемных заданий, проведением исследований и лингвистических экспериментов.
Метод проектов востребован как форма организации групповой работы в процессе дистанционного обучения, что позволяет эффективно распределить учебную нагрузку и развивать коммуникативные навыки в условиях удаленного формата взаимодействия учеников. Сущность метода заключается в выполнении проектного задания с использованием информационных технологий группой учеников, находящих возможности коммуницировать, обсуждая ход и результаты выполнения проекта, распределяя между собой роли и осуществляя поиск необходимых сведений. Работа над удаленными проектами позволяет развить навыки анализа информационных источников, а также помогает в организации процесса самообразования. Темы, которые предлагаются ученикам для реализации проектов, различны и касаются разных аспектов изучаемых языковых явлений.
Особую роль в организации дистанционного обучения играют готовые материалы, размещенные на образовательных платформах Интернета. Наиболее востребованы у педагогов такие ресурсы, которые сочетают теоретическую информацию с практическими заданиями в виде тестов, интерактивных игр и лингвистических «тренажеров». Экономии времени и удобству проверки способствует использование форм Google для создания фонда оценочных средств по темам.
Хотя основным компонентом при дистанционном обучении является самостоятельная работа ученика, не менее значимой становится и организация обратной связи, позволяющая учителю и детям общаться. Этому способствует проведение консультаций и занятий с использованием режима видеоконференции, коммуникация в предметных чатах, на сайтах через формы обратной связи. В последнее время среди педагогов все большую популярность набирают формы самопрезентации в Интернете (сайты, блоги, личные страницы в социальных сетях), которые могут быть использованы как дополнительные образовательные площадки.