Дискурс-анализ как новая методологическая парадигма в лингвистике
Дискурс-анализ представляет собой междисциплинарное направление и метод исследования языковых сообщений (текстов), который возник как ответ на кризисное состояние традиционной лингвистики, опирающейся на формальное представление о языке.
Суть этой концепции была заложена еще Ф. де Соссюром, который четко разграничивал язык и речь и считал объектом лингвистического изучения только язык как абстрактное системно-структурное знаковое образование. Исследователя интересовала не речевая практика, а те отношения и связи, которые определяются местом элемента в составе языкового целого и (или) его отношением к другим элементам. Однако в средине прошлого столетия лингвистическая мысль от вопросов, связанных с формальным устройством языка, перешла к проблемам его функционирования. С этой точки зрения язык – это не просто система абстракций, а инструмент, необходимый индивиду в повседневной коммуникативной практике. При этом функционирование языка в речевом общении специфично: оно не поддается строгой логической верификации, однозначной зависимости между формальными средствами их функциональным использованием нет. Вернее, оно существует, но определяется более широким социокультурным контекстом. Поэтому для дискурс-анализа важны следующие аспекты понимания языка и коммуникации:
- Язык – это не абстракция, а социальная и культурная деятельность.
- Структура языка обусловлена его функционированием как основного средства коммуникации.
- Язык вариативен и изменчив, поскольку его функционированием определяется меняющимися условиями речевой практики.
- Смысл языковой единицы формируется в контексте, в котором она употребляется, он относителен и неатомарен.
- Системность языка проявляется не в жесткой иерархи связей, а в гибкости, адаптивности.
- Грамматические нормы не имеют абсолютного характера: в реальном общении постоянно регистрируются отклонения от норм.
Дискурс-анализ в изучении языкового общения
Дискурс-анализ, как следует из самого названия методологического подхода, сосредоточен на изучении дискурсивных практик. Несмотря на многообразие определений понятия «дискурс», в самом общем виде можно представить его как речевую деятельность, взятую в аспекте его процесса и результата, то есть в плане ее протекания и конечного продукта – текста. Если традиционную лингвистику интересует, как устроен текст, как в нем воспроизводятся особенности языковой системы, то дискурс-анализ базируется на иных подходах к коммуникации:
- Изучение речевой деятельности в процессе реального общения.
- Акцент на предметной стороне языкового общения, его социальной организации в противовес изучению собственно лингвистических параметров коммуникации.
- Учет трех аспектов коммуникации – поведенческого, формального и контекстный: речевой (коммуникативный) акт как социальное действие, определяющее особенности построения текста (устного или письменного) во всем многообразии языковых возможностей, а также вариативности, обусловленной социально-деятельностным контекстом.
- Интерес к тем структурам дискурса, которые имеют риторический или аргументационный статус, поскольку через них исследователь получает доступ к изучению тех речевых стратегий и тактик, которые лежат в основе создания конкурирующих вариантов социально-языковой реальности.
- Когнитивный аспект, проявляющийся в стремлении через методологию дискурс-анализа увидеть связь между действительностью и мышлением, социальным и индивидуальным через язык и коммуникацию.
Преимуществами нового метода является то, что он позволяет выделять как существенные, так и несущественные стороны социальной коммуникации (например, вариативные средства выражения в определенных коммуникативных ситуациях). Кроме этого, рассмотрение дискурса как целостной единицы коммуникации обусловливает системный подход к целому ряду общественных речевых практик, что позволяет говорить о существовании научного, психологического, политического, религиозного и иных типов дискурса, каждый из которых может быть исследован методами дискус-анализа для создания теории социальной коммуникации.
При многообразии школ, использующих дискурс-анализ в качестве методологического подхода к исследованию феноменов коммуникации, можно выделить три основных подхода к рассмотрению дискурсивных феноменов:
- Текстуальный, характерный для структуралистов, которые сосредоточены на исследовании текста как отдельного продукта коммуникативной деятельности с учетом породившего его социокультурного контекста.
- Интертекстуальный, характерный для постструктурализма с его вниманием к проблемам смысловых связей между текстами и дискурсивными практиками.
- Контекстуальный, рассматривающий дискурс как конкретное проявление общественной природы коммуникации, всегда осуществляемой социальными агентами в определенных социокультурных условиях.