Эволюция взглядов на дисциплинарную структуру грамматики
Дисциплинарная структура лингвистики – это система структурированных дисциплин, изучающих разные аспекты функционирования языка.
Современная дисциплинарная структура языкознания отличается широтой и разветвленностью, обусловленной как сложностью самого предмета исследования (языка), так и длительной историей его изучения.
Дисциплинарная структура грамматики занимает особое место среди вопросов, связанных с изучением системы дисциплин, составляющих языкознание. Первые попытки осмысления этой структуры были предприняты еще в античности, когда выделились две ее отрасли – морфология и синтаксис. Древние грамматики имели морфологоцентрическую природу, то есть основную их часть составляло описание лексико-грамматических классов и категорий. При этом имело место неразличение собственно морфологических и словообразовательных критериев анализа единиц языка. Несмотря на обоснование грамматического аспекта рассмотрения языка, в древности представления о грамматике и ее предмете носили синкретичный характер. В частности, к ней относили и другие разделы языкознания, например, фонетику, графику, а также лексикологию и орфографию.
В Средние века представления о дисциплинарной структуре грамматического учения формируются под влиянием трудов античных авторов. В то же время средневековые грамматики приобретают все большую синтаксическую направленность. Основной единицей анализа признается предложение, а задачи грамматического описания сводятся к изучению его структуры, правил связи частей и функционирования в речи. К началу эпохи Возрождения сформировалась так называемая четырехкомпонентная структура грамматики, в которую включили разделы, связанные с орфографией, просодией, этимологией и синтаксисом. В таком виде грамматики закрепились в языкознании Нового времени.
Уже в XIX веке возникли новые представления о дисциплинарной структуре грамматики в трудах В. Гумбольдта, А. А. Потебни, Ф. де Соссюра и других лингвистов. Так, В. Гумбольдт выделял «горизонтальный» и «вертикальный» уровни. Первый связан с рассмотрение языковых явлений либо с внешней (звуковой) стороны, либо с внутренней (смысловой), второй же - с членением речи, который предполагает выделение различных языковых единиц и соответствующих разделов, занятых их изучением. А. А. Потебня подразделял грамматику на учение о значении и о звуках (фонетику). Причем в значении он выделял два аспекта: лексическое значение, к которому относил и словообразовательное, связывая его с понятием внутренней формы слова, а также грамматическое, выступающее как морфолого-синтаксическое.
Дисциплинарная структура грамматики в современном языкознании
Современные представления о дисциплинарной структуре грамматики базируются не только на представлениях о системном строении языка, но и на речевой деятельности говорящего. В связи с этим грамматика включает два раздела:
- Словообразование, которое служит способом производства новых слов.
- Фразообразование, которое выступает как инструмент порождения предложений. Фразообразование включает лексику, морфологию и синтаксис в их коммуникативном аспекте, то есть с т точки зрения их роли в организации предложения как основной коммуникативной единицы языка.
В соответствии с этой структурой фразообразование включает три фазы:
- Лексическую, на которой происходит отбор необходимых для выражения мысли словесных средств.
- Морфологическую, связанную с процессами перевода лексем в словоформы и придания им морфологического значения. Ведущую роль в этом процессе играет морфологизация, которая понимается как придания лексемам определенного грамматического содержания с помощью морфологических средств.
- Синтаксическую, которая отражает процессы производства из словоформ готового предложения. На этой фазе завершается процесс морфологизации, который зависит от синтаксической позиции компонента предложения.
В связи со сложностью процесса фразообразования можно говорить о наличии у него собственной дисциплинарной структуры. В то же время словообразование и формообразование выступают как относительно независимые друг от друга разделы грамматики, отличающиеся изоморфизмам. Так, основным компонентом словообразования является морфема, а фразообразования – слово. Процессы производства новых слов связаны с актуализацией определенных деривационных моделей и значений, в то время как образование фраз (предложений) предполагает актуализацию морфолого-синтаксического содержания.
Следует отметить, что не все лингвисты разделяют данное представление о структуре грамматик. Так, в академической русской грамматике выделяются традиционные разделы: фонетика, словообразование, морфология и синтаксис.
Таким образом, вопрос о дисциплинарной структуре грамматики остается спорным в современном языкознании и требует уточнения в дальнейших исследованиях.