Диктанты творческого характера: понятие и виды
Диктант как вид учебного упражнения давно вошел в практику преподавания русского языка. Несмотря на то, что диктанты относят к репродуктивному виду учебной деятельности, он используется и как средство формирования орфографических и пунктуационных навыков, и как средство развития речетворческой деятельности.
Диктант представляет собой такой вид учебного упражнения, при котором ученик письменно воспроизводит текст, воспринятый на слух.
Современная методика преподавания русского языка делает акцент на тех заданиях, которые носят коммуникативно-речевой характер и способствуют развитию свободной речевой деятельности. Однако диктант по-прежнему остается значимым упражнением за счет возможности его трансформации для удовлетворения коммуникативных потребностей обучения. Для этого используются творческие диктанты, помогающие не только контролировать уровень развития правописных навыков, но и развивать различные виды речевой деятельности, необходимые в разных коммуникативных ситуациях.
Творческий диктант представляет собой разновидность диктанта, в основе которого лежит принцип ориентации на творческую деятельность самого учащегося, связанную, прежде всего, с трансформацией исходного текста и созданием собственных речевых произведений.
К творческим видам диктанта можно отнести:
- Зрительный диктант, который основан на предварительном зрительном восприятии и анализе текста.
- Подготовленный диктант, который разбирается учениками заранее, перед его написанием в классе.
- Диктант по памяти, в процессе которого ученик записывает выученный наизусть текст (как правило, стихотворный или небольшой прозаический).
- Свободный диктант, предполагающий не дословную запись предложений, прочитанных учителем, а восстановление услышанного по памяти с последующей письменной фиксацией.
- Диктант с продолжением (диктант с элементами сочинения), который предполагает введение элементов речетворчества: ответов на вопросы, размышлений по поводу основной проблемы текста, а также завершения текста.
- Восстановительный диктант, при котором ученикам предлагается продолжить предложение, которое читает учитель, или восстановить деформированные части текста.
- Диктант по аналогии, больше похожий на сочинение: ученики работаю с текстом, по образцу которого должны составить свой собственный диктант.
- Диктант по ключевым словам, при котором заранее даются ключевые слова, которые должны обязательно присутствовать в тексте, затем текст диктанта читается однократно, после чего ученики записывают его по памяти, обязательно употребляя ключевые слова.
- Диктант-трансформер, в процессе которого ученики записывают текст, изменяя лицо рассказчика, время глаголов, прилагательные – синонимами и проч.
- Диктант с дополнительным заданием после текста (например, произвести стилистический, проблемно-тематический, композиционный анализ текста).
Диктанты творческого характера как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Применяя творческие диктанты на уроке русского языка, учитель развивает не только орфографические и пунктуационные навыки, но и попутно решает ряд важнейших коммуникативно-речевых задач:
- Формирует навыки анализа композиционной структуры текста.
- Развивает чувство стиля, вкус к слову, культуру изложения мыслей в письменном виде.
- Стимулирует речевое творчество учащихся, актуализирующее их мыслительную активность и жизненный опыт, обеспечивающий связь обучения с практическими навыками.
- Способствует тренировке зрительной и слуховой памяти как предпосылок успешного формирования грамотности.
- Формирует навыки письменного изложения текста с выделением его ключевым микротем.
- Совершенствует речевые навыки и способы построения письменных высказываний.
Творческие диктанты нацелены в большей степени на развитие речевой деятельности, поэтому их применение для контроля орфографических навыков не столь эффективно, как использование традиционных диктант. Однако, как инструмент совершенствования культуры письменной речи они могут применяться в обучении, особенно при работе со старшеклассниками, в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку.
К существенным минусам применения творческого диктанта можно отнести:
- Невозможность контроля усвоения конкретных орфографических или пунктуационных навыков.
- Трудоемкость и длительность (творческий диктант занимает урок или большую его часть).
- Появление большого числа сопутствующих ошибок: речевых, грамматических, влияющих на отметку.
- Необходимость предварительной подготовки к использованию творческого диктанта и обучения учащихся технологии его написания.
В связи с тем, что у творческих диктантов есть свои очевидные преимущества и недостатки использовать их необходимо, согласовываясь с реальными задачами обучения и уровнем подготовки класса.