Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Диктанты творческого характера как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Диктанты творческого характера: понятие и виды

Диктант как вид учебного упражнения давно вошел в практику преподавания русского языка. Несмотря на то, что диктанты относят к репродуктивному виду учебной деятельности, он используется и как средство формирования орфографических и пунктуационных навыков, и как средство развития речетворческой деятельности.

Определение 1

Диктант представляет собой такой вид учебного упражнения, при котором ученик письменно воспроизводит текст, воспринятый на слух.

Современная методика преподавания русского языка делает акцент на тех заданиях, которые носят коммуникативно-речевой характер и способствуют развитию свободной речевой деятельности. Однако диктант по-прежнему остается значимым упражнением за счет возможности его трансформации для удовлетворения коммуникативных потребностей обучения. Для этого используются творческие диктанты, помогающие не только контролировать уровень развития правописных навыков, но и развивать различные виды речевой деятельности, необходимые в разных коммуникативных ситуациях.

Определение 2

Творческий диктант представляет собой разновидность диктанта, в основе которого лежит принцип ориентации на творческую деятельность самого учащегося, связанную, прежде всего, с трансформацией исходного текста и созданием собственных речевых произведений.

К творческим видам диктанта можно отнести:

  1. Зрительный диктант, который основан на предварительном зрительном восприятии и анализе текста.
  2. Подготовленный диктант, который разбирается учениками заранее, перед его написанием в классе.
  3. Диктант по памяти, в процессе которого ученик записывает выученный наизусть текст (как правило, стихотворный или небольшой прозаический).
  4. Свободный диктант, предполагающий не дословную запись предложений, прочитанных учителем, а восстановление услышанного по памяти с последующей письменной фиксацией.
  5. Диктант с продолжением (диктант с элементами сочинения), который предполагает введение элементов речетворчества: ответов на вопросы, размышлений по поводу основной проблемы текста, а также завершения текста.
  6. Восстановительный диктант, при котором ученикам предлагается продолжить предложение, которое читает учитель, или восстановить деформированные части текста.
  7. Диктант по аналогии, больше похожий на сочинение: ученики работаю с текстом, по образцу которого должны составить свой собственный диктант.
  8. Диктант по ключевым словам, при котором заранее даются ключевые слова, которые должны обязательно присутствовать в тексте, затем текст диктанта читается однократно, после чего ученики записывают его по памяти, обязательно употребляя ключевые слова.
  9. Диктант-трансформер, в процессе которого ученики записывают текст, изменяя лицо рассказчика, время глаголов, прилагательные – синонимами и проч.
  10. Диктант с дополнительным заданием после текста (например, произвести стилистический, проблемно-тематический, композиционный анализ текста).
«Диктанты творческого характера как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Диктанты творческого характера как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Применяя творческие диктанты на уроке русского языка, учитель развивает не только орфографические и пунктуационные навыки, но и попутно решает ряд важнейших коммуникативно-речевых задач:

  1. Формирует навыки анализа композиционной структуры текста.
  2. Развивает чувство стиля, вкус к слову, культуру изложения мыслей в письменном виде.
  3. Стимулирует речевое творчество учащихся, актуализирующее их мыслительную активность и жизненный опыт, обеспечивающий связь обучения с практическими навыками.
  4. Способствует тренировке зрительной и слуховой памяти как предпосылок успешного формирования грамотности.
  5. Формирует навыки письменного изложения текста с выделением его ключевым микротем.
  6. Совершенствует речевые навыки и способы построения письменных высказываний.

Творческие диктанты нацелены в большей степени на развитие речевой деятельности, поэтому их применение для контроля орфографических навыков не столь эффективно, как использование традиционных диктант. Однако, как инструмент совершенствования культуры письменной речи они могут применяться в обучении, особенно при работе со старшеклассниками, в процессе подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку.

К существенным минусам применения творческого диктанта можно отнести:

  1. Невозможность контроля усвоения конкретных орфографических или пунктуационных навыков.
  2. Трудоемкость и длительность (творческий диктант занимает урок или большую его часть).
  3. Появление большого числа сопутствующих ошибок: речевых, грамматических, влияющих на отметку.
  4. Необходимость предварительной подготовки к использованию творческого диктанта и обучения учащихся технологии его написания.

В связи с тем, что у творческих диктантов есть свои очевидные преимущества и недостатки использовать их необходимо, согласовываясь с реальными задачами обучения и уровнем подготовки класса.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot