Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактические задания на основе «облака слов» в преподавании русского языка

Техника «облако слов» и ее место в системе языкового обучения

Преподавание русского языка в школе является важным аспектом развития детей, одним из инструментов формирования словесно-логического мышления, а также развития внимания и памяти. Однако тенденцией последних лет стало снижение интереса школьников к изучению русского языка. Это обусловлено как отсутствием познавательного интереса, так и объективными проблемами речевого развития, с которыми сталкиваются дети в процессе онтогенеза. В этой ситуации учитель в школе сталкивается с задачей организовать обучение так, чтобы оно имело не только развивающую, но и корректирующую направленность, способствовало преодолению трудностей речевого развития, стимулировала познавательный интерес.

Одним из направлений, способствующих реализации данной цели, является поиск новых дидактических приемов, позволяющих активизировать внимание учеников, развивать их мышление и языковое чутье. Использование технологии работы с «облаком слов» на уроке рассказа – один из дидактических приемов, который используется для совершенствования языковой компетенции.

Определение 1

«Облако слов» – относительно новая техника визуализации текстовой информации, применяемая для отображения ключевых категорий или тегов.

Чаще всего техника «облака слов» используется в интернет-коммуникации для презентации ключевых ссылок, размещаемых на сайтах и в блогах. Иногда важность информации, скрывающейся за тегом, подчеркивается цветовым оформлением или разным размером слов.

«Облако слов» используется не только в сайтостроении, но и в преподавании различных дисциплин, в том числе и русского языка. Можно выделить различные направления использования этого инструмента в практике языкового образования:

  1. Применение его как дидактического материала, к которому составляются различные задания и упражнения.
  2. Использование «облака» как средства визуализации ключевой информации (при составлении тезаурусов по теме).
  3. Для создания материалов обобщающего характера при повторении изученного.
  4. Для красочного оформления кабинета русского языка.
«Дидактические задания на основе «облака слов» в преподавании русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Это не исчерпывающий перечень вариантов применения технологи «облака слов» на уроках русского языка. Мы остановимся на ее применении в качестве дидактического материала, на основе которого происходит формирование необходимых языковых компетенций и речевых умений.

Дидактические задания на основе «облака слов» в преподавании русского языка

Работу с «облаком слов» можно организовать на любом этапе урока:

  1. В момент актуализации имеющихся знаний можно предложить ученикам проанализировать предложенное «облако слов» и дать определение лингвистическим терминам, из которых оно состоит, или выбрать из предложенных слов только те, которые относятся к изучаемой теме, и обосновать свой выбор.
  2. В ходе работы над формулировкой цели урока «облако слов» может использовано как «катализатор» проблемной ситуации. Учитель может разместить в «облаке» термины, с которыми предстоит познакомиться ребятам, «зашифровать» какое-то послание или выделить ошибки, исправление которых поможет понять суть изучаемого правила.
  3. В ходе закрепления материала учитель использует «облако слов» как инструмент для создания упражнений на поиск языкового явления, сравнение и сопоставление языковых явлений, классификацию и проч.
  4. Во время повторения изученного «облако слов» применяется для систематизации материала, выделения основных терминов, свойств изученных частей речи или для составления подборок со словами-исключениями, словарной лексикой и проч.

Рассмотрим некоторые типы заданий, которые можно генерировать на основе «облака слов»:

  1. Выпишите (назовите) только те термины из «облака», которые относятся к частям речи, членам предложения, разделам языкознания и проч.
  2. Распределите лингвистические термины из «облака слов» на две группы, объясните свое решение.
  3. Составьте из слов «облака» предложение, проведите его синтаксический разбор.
  4. Выпишите (назовите) из «облака» только те слова, которые содержат изучаемую орфограмму.
  5. Восстановите зашифрованные в «облаке слов» фразеологизмы, объясните их значение, составьте с ними предложения.
  6. Назовите тему текста на основе «облака», составленного из его ключевых слов.
  7. Восстановите деформированный текст, используя слова, данные в «облаке».
  8. Укажите частеречную принадлежность слов из «облака», произведите морфологический разбор одного из слов по выбору.
  9. Распределите лексические единицы, данные в «облаке слов», по их происхождению (сфере употребления, стилистической окраске).
  10. Составьте собственное «облако слов» на основе ключевых слов текста, словарных слов, изученных терминов.

Данные задания могут применяться как фрагмент учебной работы с более крупным дидактическими единицами – текстами. При этом презентации задания в виде «облака слов» является приемом, позволяющим привлечь внимание учеников к заданию, необычно сформулировать дидактическую цель и добиться возникновения интереса к его выполнению.

Дата последнего обновления статьи: 02.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot