Техника «облако слов» и ее место в системе языкового обучения
Преподавание русского языка в школе является важным аспектом развития детей, одним из инструментов формирования словесно-логического мышления, а также развития внимания и памяти. Однако тенденцией последних лет стало снижение интереса школьников к изучению русского языка. Это обусловлено как отсутствием познавательного интереса, так и объективными проблемами речевого развития, с которыми сталкиваются дети в процессе онтогенеза. В этой ситуации учитель в школе сталкивается с задачей организовать обучение так, чтобы оно имело не только развивающую, но и корректирующую направленность, способствовало преодолению трудностей речевого развития, стимулировала познавательный интерес.
Одним из направлений, способствующих реализации данной цели, является поиск новых дидактических приемов, позволяющих активизировать внимание учеников, развивать их мышление и языковое чутье. Использование технологии работы с «облаком слов» на уроке рассказа – один из дидактических приемов, который используется для совершенствования языковой компетенции.
«Облако слов» – относительно новая техника визуализации текстовой информации, применяемая для отображения ключевых категорий или тегов.
Чаще всего техника «облака слов» используется в интернет-коммуникации для презентации ключевых ссылок, размещаемых на сайтах и в блогах. Иногда важность информации, скрывающейся за тегом, подчеркивается цветовым оформлением или разным размером слов.
«Облако слов» используется не только в сайтостроении, но и в преподавании различных дисциплин, в том числе и русского языка. Можно выделить различные направления использования этого инструмента в практике языкового образования:
- Применение его как дидактического материала, к которому составляются различные задания и упражнения.
- Использование «облака» как средства визуализации ключевой информации (при составлении тезаурусов по теме).
- Для создания материалов обобщающего характера при повторении изученного.
- Для красочного оформления кабинета русского языка.
Это не исчерпывающий перечень вариантов применения технологи «облака слов» на уроках русского языка. Мы остановимся на ее применении в качестве дидактического материала, на основе которого происходит формирование необходимых языковых компетенций и речевых умений.
Дидактические задания на основе «облака слов» в преподавании русского языка
Работу с «облаком слов» можно организовать на любом этапе урока:
- В момент актуализации имеющихся знаний можно предложить ученикам проанализировать предложенное «облако слов» и дать определение лингвистическим терминам, из которых оно состоит, или выбрать из предложенных слов только те, которые относятся к изучаемой теме, и обосновать свой выбор.
- В ходе работы над формулировкой цели урока «облако слов» может использовано как «катализатор» проблемной ситуации. Учитель может разместить в «облаке» термины, с которыми предстоит познакомиться ребятам, «зашифровать» какое-то послание или выделить ошибки, исправление которых поможет понять суть изучаемого правила.
- В ходе закрепления материала учитель использует «облако слов» как инструмент для создания упражнений на поиск языкового явления, сравнение и сопоставление языковых явлений, классификацию и проч.
- Во время повторения изученного «облако слов» применяется для систематизации материала, выделения основных терминов, свойств изученных частей речи или для составления подборок со словами-исключениями, словарной лексикой и проч.
Рассмотрим некоторые типы заданий, которые можно генерировать на основе «облака слов»:
- Выпишите (назовите) только те термины из «облака», которые относятся к частям речи, членам предложения, разделам языкознания и проч.
- Распределите лингвистические термины из «облака слов» на две группы, объясните свое решение.
- Составьте из слов «облака» предложение, проведите его синтаксический разбор.
- Выпишите (назовите) из «облака» только те слова, которые содержат изучаемую орфограмму.
- Восстановите зашифрованные в «облаке слов» фразеологизмы, объясните их значение, составьте с ними предложения.
- Назовите тему текста на основе «облака», составленного из его ключевых слов.
- Восстановите деформированный текст, используя слова, данные в «облаке».
- Укажите частеречную принадлежность слов из «облака», произведите морфологический разбор одного из слов по выбору.
- Распределите лексические единицы, данные в «облаке слов», по их происхождению (сфере употребления, стилистической окраске).
- Составьте собственное «облако слов» на основе ключевых слов текста, словарных слов, изученных терминов.
Данные задания могут применяться как фрагмент учебной работы с более крупным дидактическими единицами – текстами. При этом презентации задания в виде «облака слов» является приемом, позволяющим привлечь внимание учеников к заданию, необычно сформулировать дидактическую цель и добиться возникновения интереса к его выполнению.