Дидактическая модель «Шестерёнка» в структуре урока по русскому языку
Эффективность урока русского языка напрямую зависит от дидактической модели, которая положена в его основу.
Дидактическая модель представляет собой комплексную методическую технику организации учебной деятельности на уроке с целью получения запланированного образовательного результата.
Использование дидактической модели в структуре урока выполняет следующие функции:
- Структурирование и упорядочивание образовательной деятельности учителя и учащихся.
- Создание единой стратегии проведения урока с совокупностью приёмов и техник, нацеленных на получение предметных результатов.
- Организация системной деятельности на уроке.
- Установление связей между отдельными компонентами урока для поддержания мотивации и активной познавательной деятельности учащегося в течение занятия.
Дидактическая модель «Шестерёнка» представляет собой метафорическое обозначение техники организации учебной деятельности, при которой происходит организация учебной деятельности с последовательным прохождением отдельных структурных компонентов для последовательного достижения запланированного результата деятельности.
Методика использования дидактической модели «Шестерёнка» базируется на создании системы учебных ситуаций, каждая из которых вытекает из логики предыдущей. Такую модель можно использовать как на протяжении всего урока, так и на отдельных его этапах.
Методические аспекты использования модели «Шестерёнка» в урочной деятельности
Выбор учебных ситуаций зависит от темы урока и его целей. Приведем пример построения учебных ситуаций для изучения темы «Вид глагола» в пятом классе:
- Мотивационный этап связан с созданием проблемной ситуации: учащимся предлагается образовать форму настоящего времени от глаголов бросать и бросить. В ходе выполнения задания возникает затруднение: от глагола бросить невозможно образовать форму настоящего времени, хотя лексическое значение глаголов не различается.
- Этап актуализации знаний связан с предыдущей учебной ситуации: разрешение учебного затруднения через актуализацию имеющихся о глаголе сведений. Учащиеся отмечают характерное для глаголов значение, вопросы. Так учащиеся приходят к выводу, что глаголы отвечают на разные вопросы и имеют разные оттенки значения: бросить – семантика законченного действия, бросать – семантика процессуального действия.
- Этап открытия новых знаний связан с выдвижением учебной гипотезы относительно причин различия в семантике и морфологических особенностях глаголов. С помощью учителя учащиеся приходят к выводу о видовых различиях глаголов.
- Этап закрепления связан с предыдущим с помощью обобщения теоретического материала и его использования для определения видовых различий глаголов.
- Этап обобщения включает выводы, сделанные учащимися по ходу урока начиная с этапа знакомства с темой и заканчивая практической отработкой полученных навыков.
В конце урока модель «Шестерёнка» получает свое графическое выражение в виде рисунка (логической схемы), на которой отражается ядерное понятие, изученное на уроке (вид глагола), и дополнительные характеристики, присущие данному понятию. Для понятия вида это будут вопросы, семантические различия глаголов разных видов, способы образования видовых пар, критерии различения видовых и не видовых пар, грамматические признаки видовых различий глаголов. Между каждым компонентом шестеренки указываются многообразные связи, актуализирующие специфику связи с материалом.
Вариацией модели «Шестерёнка» является применение этой техники как одно из элементов организации учебной деятельности на уроке. Рассмотрим это на примере использования дидактической модели на этапе открытия нового знания. Учащиеся получают иконографический материал - логическую схему с зашифрованными в пиктограммах связями между изучаемым понятием и его характеристиками. Это могут быть опознавательные признаки орфограмм, морфологические признаки и проч. Задача учащихся заключается в том, чтобы выдвинуть учебные гипотезы относительно содержания учебного материала, а также попытаться объяснить сущность предложенных связей. Такой вид работы развивает следующие учебные навыки:
- Прогнозирование содержания учебного материала.
- Анализ средств репрезентации учебного содержания.
- Сотрудничество в процессе обсуждения темы.
Другой аспект использования техники «Шестерёнка» – применение её в ходе обобщения и систематизации материала по теме урока. Учащимся предлагается несколько вариантов графической модели урока и даётся задание установить связи между пиктограммами. Кроме этого, учащихся можно попросить объяснить уже установленные связи, а также добавить новые.
Таким образом, техника «Шестерёнка» в структуре урока русского языка позволяет систематизировать знания по теме, установить связи между компонентами учебного материала и закрепить его для практического использования в речевой деятельности.