Понятие безударной гласной в фонетике и орфографии
Для фонетической и орфографической систем русского языка понятие безударной гласной имеет большое значение, поскольку оно определяет особенности произношения и правописания слов.
Гласные звуки русского языка могут в потоке речи находиться в двух позициях:
- В фонетически сильном положении они стоят под ударением: звук слышится отчетливо, поскольку обладает максимальным набором смыслоразличительных признаков.
- В фонетически слабой позиции гласные подвергаются ослаблению звучания, их артикуляционные и акустические подвергаются изменению (редукции), которая отражается и на качестве их звучания. В этой ситуации фонема утрачивает свои признаки, совпадая с другими звуками: лес – л[иэ]сной – л[ь]с[а]вод.
Фонетически слабая позиция значима в орфографическом плане: как правило, в тех позициях, где фонема утрачивает свои смыслоразличительные признаки, наблюдаются трудности в ее передаче той или иной графемой. Так возникают орфограммы, связанные с написанием безударных гласных.
Орфограмма – эта позиция в слове, которая вызывает трудности в написании.
Для преодоления этих трудностей и опознания орфограммы необходимо знать:
- Ее признаки, позволяющие дифференцировать данную орфограмму среди других.
- Основные правила, которые регулируют выбор нормативного написания.
- Для безударных гласных такими признаками выступают:
- Место, занимаемое гласной по отношению к ударению.
- Позиция относительно ударного слога – предударное, заударное положения.
- Наличие чередования ударного положения с безударным в однокоренных словах.
Безударные гласные в корне: нормы написания
Нормы правописания безударных гласных в корне определяются тем, что все значимые части слов должны отображаться графически единообразно. Поэтому позиционные фонетические чередования на письме не передаются, соблюдается принцип единства орфографического облика лексемы в любых фонетических контекстах.
Существуют два типа корней с безударными гласными:
- Те, в которых написание проверяется подбором соответствующего контекста, где сомнительная гласная находится в фонетически сильной (ударной) позиции.
- Те, написание которых проверить невозможно: оно обусловлено исторически либо особенностями графического облика в заимствованных словах.
К первому типу относятся случаи написания безударных проверяемых корней: увядающий цветок, чудесный запах, чарующие звуки, слепой музыкант, седовласый воин и др.
Проверка написания таких корней опирается на следующие принципы:
- Учет сильной позиции безударной фонемы.
- Изменение слова так, чтобы сомнительная в написании гласная оказалась в позиции под ударением, то есть в положении максимального различения: увядающий – вянуть, запах – пахнет, чарующие – чары, слепой – ослеп, седовласый – сед.
Необходимо различать фонетически омонимичные корни: запивать водой – запевать песню, примерять костюм – примирять врагов, поседеть от старости – посидеть на завалинке, старожил деревни – сторожил склад. Для правильного написания подобных корней необходимо учитывать их семантику, то есть выбирать то проверочное слово, которое относится к тому же семантическому классу: запевать песню – петь, запивать водой – пить и тому подобное.
Гласные в корнях, проверить которые с помощью подбора сильной позиции нельзя, относят к непроверяемым. Большинство таких слов принадлежат к категории словарных, то есть их написание нужно запомнить. К непроверяемым относят многие исконные слова, написание которых сложились по традиции (калач, колесо), а также заимствования (винегрет, капуста, горизонт, вестибюль и проч.). При возникновении трудностей с их написанием необходимо справляться о нормативном варианте в орфографическом словаре.
Корни с чередованием гласных
Особняком стоят корни, в которых безударные гласные подвергаются чередованиям, но не позиционным, а исторически обусловленным. Например, корни в словах: соберу – собираю, протереть – протирать, застелить – застилать, умереть – умирать, касательная – коснуться, прилагать – приложить, скакать – подскочить и др.
Их написание не обусловлено сильной фонетической позицией, а сложилось традиционно и зависит от четырех условий:
- Типа корня и характера встречающихся в нем согласных. Это касается следующих случаев: расту, выращивать (буква А пишется только перед сочетанием СТ или буквой Щ), но выросли, водоросли; скакалка (А пишется в корне –скак-), но выскочка, заскочить (О пишется в корне –скоч-).
- Наличие или отсутствие за корневой морфемой суффикса А. Это касается корней с чередованием Е/И (блестеть – блистать, выберу – выбирать, отмереть – отмирать, затереть – затирать, выдеру – выдирать, сжечь – выжигать, вычитать – вычесть и др.), а также корней –кос-/-кас- и –лаг-/-лож-.
- Позиция относительно ударения. Это актуально для корней –гор-/-гар-, -клан-/-клон-, --твар-/-твор-, а также –зар-/-зор-. В безударной позиции там пишется буква О (кроме слов с корнем –зар-/-зор-), под ударением – то, что слышится: поклон, кланяться, но склониться; выгореть, горелый, но нагар, загар, угар; нетварный, творчество, но сотворение.
- Семантика: в словах «уравнение», «неравенство», «равнение налево» пишем А, так как они имеют общую сему «равенство», в то время как слово «разровнять» пишется с О, так как семантически близко значению «гладкий, ровный». В примерах «обмакнуть печенье в молоко» пишем А, так как значение слова – «погрузить что-либо в жидкость», а в контексте «промокнуть под дождем» пишем О, так как значение – «пропускать жидкость, пропитываться ею».