Авторские методики повышения грамотности
Одной из актуальных проблем языкового образования является формирования орфографической грамотности, которая предполагает знание норм русского правописания и использование их в практике письма. Учителя русского языка постоянно находятся в поиске новых технологий повышения уровня грамотности, а также создают авторские методики, основанные на применении в работе новых, нестандартных подходов к развитию орфографических навыков.
Авторские методики повышения грамотности представляют собой уникальные учебно-дидактические системы, предназначенные для развития и совершенствования орфографических компетенций.
В основе таких методики лежит авторская программа развития орфографических умений и навыков, а также система способов деятельности, направленных на предупреждение ошибок в процессе письма.
На сегодняшний день существуют многообразные авторские системы повышения грамотности, в основе которых лежат различные принципы и педагогические технологии. Рассмотрим наиболее результативные из них.
Методики развития орфографической зоркости и фонематического слуха
Обучение по системе Федоренко построено на использовании зрительных диктантов – компактных текстов, которые запоминаются, а затем воспроизводятся ребенком для развития различных языковых компетенций, в том числе для совершенствования зрительного восприятия, запоминания орфографических и грамматических правил. Суть методики заключается в поэтапном усложнении предъявляемого для запоминания материала – от двух слов в предложении до семи. Материалы рассчитаны на учеников начальной школы и позволяет развивать оперативную память, тренирует навыки чтения и приучает анализировать языковой материал.
Другая методика основана на принципе орфографического чтения (проговаривания) слов. Она предложена П. С. Тоцким в начале 1990-х годов для учеников основной школы, поэтому может быть использована для совершенствования орфографических умений учеников 5-9 классов.
Следует обратить внимание, что эти методики основаны на формировании зрительного или слухового образа слов, они не ориентированы на развитие осознанной грамотности, основанной на знании и применении орфографических правил. Поэтому существуют авторские системы обучения орфографии, которые базируются на знакомстве с правилами, систематизации теоретического материала для удобства его применения на практике.
Теоретико-практические методики повышения орфографической грамотности
Сочетание теоретико-практического подхода к освоению орфографии лежит в основе курса Л. В. Великовой. Материалы курса включают как подробный разбор орфограмм, так и интерактивные диктанты, орфографические упражнения разного уровня сложности для отработки изученных правил. Курс Л. Великовой ориентирован на старшеклассников, которые готовятся к прохождению итоговой аттестации по русскому языку, поэтому его можно использовать для самостоятельной работы по орфографии как «тренажер» для отработки правописных умений.
Некоторые авторы уделяют большое внимание приемам мнемотехники для запоминания орфографического материала, так, в книге Е. Клеповой «Как запомнить все правила русского языка» орфографические нормы изложены в стихотворной форме, что, по мысли автора, должно способствовать запоминанию орфограмм, их опознавательных признаков и условий выбора.
В книге Л. Ахременковой «К пятерке шаг за шагом» применен алгоритмизированный подход к представлению орфографического правила. По сути, школьнику дается инструкция по применению орфографической нормы, благодаря которой запоминается не само правило, а его использование на письме. Теоретический материал снабжен упражнениями, которые позволяют отработать алгоритмы применения орфографических правил. Материалы, предложенные автором методики, можно использовать как для организации самостоятельной работы, так и для работы на уроке.
Интересные игровые методы повышения грамотности предлагает М. В. Ганькина в книге «Грамматическая аптечка». Они основаны на развитии умения вычленять морфемный состав слова, находить в слове орфограммы, опознавать их, проводить работу над ошибками.
Нейропсихологическая орфографическая методика
Данные методики основаны на комплексном подходе к формированию грамотности за счет сочетания методов двигательной и когнитивной коррекции. Суть метода состоит в формировании психических связей между моторной, зрительной, акустической составляющими поведения. Это, в свою очередь, позволяет активизировать зрительное и слуховое восприятие, скоординировать действия и ментальные процессы, лежащие в их основе, а также снизить уровень страха и тревожности из-за неудач в обучении. Методика изложена в авторском курсе педагога М. Сорокиной «Движение. Логика. Грамотность», который успешно применяется в практической работе с детьми.
Перечисленные методики не исчерпывают всего перечня систем формирования грамотности, однако их использование в преподавании русского языка позволяет добиться прогресса в развитии орфографических умений и навыков.