Рассуждение и требования к нему
В речевой практике говорящий или пишущий нередко сталкивается с ситуациями, когда ему приходится доказывать свою правоту, отстаивать какую-либо точку зрения или убеждать адресата в истинности своей позиции. Во всех этих случаях он опирается на такую форму организации речи, как рассуждение.
Термин «рассуждение» понимается в двух аспектах:
- В структурном отношении это форма организации высказывания, представляющего собой размышление на определенную тему.
- В содержательном плане это последовательная аргументация каких-либо положений.
Любое рассуждение обладает жесткой композиционной схемой, включая триаду «тезис – его обоснование – вывод».
Тезис представляет собой некое исходное положение (утверждение), относительно которого выстраивается аргументация. Тем, кто создает текст-рассуждение, необходимо помнить, что к тезисам предъявляется ряд требований:
- Их логическая непротиворечивость и неизменность на протяжении всего высказывания.
- Отсутствие в формулировке тезиса логических уловок, софизмов, делающих его обоснование фактически невозможным.
- Реальность тезиса и его принципиальная доказуемость (пример нереального тезиса – «У человека четыре руки»).
- Этичность формулировки, соблюдение принятых в социальной коммуникации норм общения.
Каждому тезису соответствует ряд аргументов – тех примеров, которые позволяют доказать или опровергнуть выдвигаемое утверждение. Аргументация – самая сильная сторона любого рассуждения. Она занимает по объему большую его часть и в содержательном плане реализует коммуникативную задачу воздействия на адресата и его убеждения в истинности представленной точки зрения.
Обязательной частью рассуждения является формулировка вывода, который содержит логический итог аргументации, подводит адресата к принятию выдвинутого в начале речи тезиса.
Аргументы в русском языке
Аргумент - это высказывание, в основе которого лежат теоретические положения или фактическая информация, нацеленная на доказательство какого-либо утверждения.
В самом общем виде аргументы представляют собой примеры, с помощью которых адресант убеждает адресата в истинности своей точки зрения.
Аргументы бывают нескольких видов. По содержанию они подразделяются на следующие типы:
- Научные данные, подтвержденные экспериментальным путем.
- Статистические сведения, на основании которых выводится некоторая закономерность или зависимость между явлениями.
- Аксиомы, доказательства которых не требуется, общеизвестные всем факты.
- Примеры из истории, общественно-политической реальности.
- Литературные образцы, содержащиеся в художественных произведениях.
- Конкретные жизненные ситуации.
- Мнения авторитетных лиц.
Следует отметить, что наибольшей доказательной силой обладают проверенные аргументы, то есть данные науки, статистики. Примеры из жизни носят случайный характер и не могут быть использованы для широких обобщений. Ссылка на авторитетное мнение является не самым удачным аргументом, поскольку представляет собой одну из логических уловок в аргументации. Позиция авторитета не всегда соответствует истине, поэтому не может служить надежным источником аргументации.
По характеру воздействия на адресата аргументы можно подразделить следующим образом:
- Логические, обращенные к рациональному началу адресата, его разуму, интеллекту.
- Психологические, апеллирующие к эмоциональной сфере, чувствам и переживаниям.
В речи хорошего оратора данные аргументы существуют не изолированно, а переплетаются, что позволяет использовать разные способы воздействия на адресата.
Логические принципы построения высказывания
Основное требование к аргументам – их логическая обоснованность. Высказывание должно отвечать основным законам логики:
- Быть непротиворечивым, то есть соответствовать одной теме, не уклоняться от нее или не заменять ее другой темой.
- Исключать смешение при доказательстве кардинально противоположных точек зрения. Например, если автор высказывания утверждает, что спорт полезен для здоровья, не следует приводить среди аргументов те, которые свидетельствуют об обратном.
- Опираться в доказательстве только на ранее приведенные примеры, факты, не использовать те утверждения, которые еще не доказаны или не ссылаться на сам тезис как на главный аргумент.
- Применять уловки, затемняющие содержание высказывания: 1) подменять тезис, использовать его в качестве аргументации истинности своего мнения; 2) апеллировать к личности адресата вместо доказательства своей правоты («Что с вами говорить? Вам этого не понять!» или «Такому умному человеку, как вы, это ясно и без доказательств»); 3) ссылаться на мнение непогрешимых авторитетов, заменяя этим факты или разумные доводы («Это правда, потому что так думает N.»); 4) использовать «язык вражды», запугивать или унижать собеседника, навязывая ему свою точку зрения; 5) применять в качестве доказательств заведомо ложные или непроверенные сведения.