Апелляция по результатам экзаменов по русскому языку
Апелляция по результатам экзаменов по русскому языку это специальным образом организованная процедура обжалования полученных оценок, которая может быть проведена в случае, когда учащегося не удовлетворяет полученная оценка (количество баллов).
Апелляция по итогам экзамена проводится для государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ, что дает учащимся возможность пересмотра финального результат экзамена за счет повышения количества баллов, получаемых за выполнение заданий с развернутым ответом.
Функции апелляции заключаются в следующем:
- Апелляция обеспечивает право учащегося на справедливую оценку его знаний и умений со стороны экспертной комиссии.
- Апелляция помогает скорректировать ошибки, которые могли быть допущены при проверке экзаменационных работ.
- Апелляция является правовым средством разрешения конфликтных ситуаций между учащимся и членами экспертной комиссии, которые осуществляют проверку работ участников экзамена.
Апелляцию может подать любой участник экзамена, который считает, что его экзаменационная работа была незаслуженно низко оценена, а также в случае отсутствия очевидного соответствия между ожидаемой и полученной оценками. Апелляция может быть подана в случае наличия явных ошибок при проверке работы, неправильной оценки за верные ответы или некорректной интерпретации критериев оценки задания.
При подаче апелляции необходимо учитывать следующие параметры:
- Объективность критики результатов проверки, которая предполагает наличие действительных недочетов при проверке работы, повлиявших на итоговую оценку.
- Аргументированность и обоснованность требований, предъявляемых участником экзаменов к экспертной комиссии по результатам проверки экзаменационных работ.
- Хорошее знание критериев оценивания работы и умение использовать эти сведения для оценки и интерпретации результатов проверки.
Процедура подачи апелляции и заседание конфликтной комиссии
Для того чтобы подать апелляцию, существует специально разработанная процедура, которая определяется органами государственной власти в сфере образования. Обычно эту процедуру описывают в инструкции, которую экзаменуемые получают после сдачи экзамена. Апелляция подается не ранее официального объявления результатов экзамена. Учащийся также может подать апелляцию до объявления результатов, если была грубо нарушена процедура проведения экзамена. Например, вместо экзаменационных материалов по русскому языку он получил материалы по другому предмету, и ожидание отняло значительную часть экзаменационного времени. Другой вариант – в аудитории было шумно, участники экзамена перемещались по кабинету, что мешало сосредоточиться и выполнять задание. В этом случае факты нарушений должны быть подтверждены документально.
Получив результаты экзамена, с которыми учащийся не согласен, он и его законные представители (родители) в течение двух дней обращаются в уполномоченные по принятию апелляций органы с письменным заявлением, имеющим установленную форму. В указываются имя, фамилия, номер экзамена, предмет, вопросы, которые вызывают сомнения, и аргументы, выражающие несогласие с принятым оценочным решением.
По результатам рассмотрения обращения в течение двухдневного срока учащийся получает ответ об отклонении апелляции или приглашение на заседание апелляционной комиссии, где участник экзамена может высказать свои сомнения по поводу объективности проверки и оценки заданий экспертам. По результатам заседания комиссии выносится решение о повторной проверке и оценке работы с изменением баллов (в сторону увеличения), или обращение признается необоснованным, поэтому результаты не изменяются.
Успешность подачи и защиты апелляции зависит как об обоснованности требований учащегося, так и от его поведения в ходе процедуры ее проведения, особенно во время заседания конфликтной комиссии. Поэтому учащимся, участвующим в подаче апелляции, необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- Участнику необходимо заранее ознакомиться с правилами проведения апелляции и узнать, какие документы нужно предоставить комиссии, а также подготовить систему аргументов в защиту своей позиции.
- Апелляция является официальным мероприятием, поэтому участник должен быть одет формально, соблюдая требования делового стиля.
- Участнику необходимо соблюдать речевой этикет, быть вежливым и уважительным по отношению к сотрудникам, проводящим апелляцию.
- Апелляция может занять длительное время, поэтому участнику нельзя демонстрировать нетерпение, необходимо соблюдать спокойствие и выдержку.
- Внимательно слушать сотрудника, проводящего апелляцию, не перебивая его, выражать свою точку зрения кратко и убедительно.
- Ответы участника должны быть объективными и обоснованными, не допускается критиковать личность эксперта, оценить его профессиональный уровень, компетентность и так далее.
- Участнику апелляции независимо от решения конфликтной комиссии необходимо соблюдать этикетные формы вежливости, поблагодарив сотрудников внимание и помощь в проведении апелляции.
Таким образом, проведение апелляции по результатам экзамена по русскому языку является процедурой защиты интересов участника экзамена и должно соответствовать правовым и коммуникативным нормам, принятым в социуме.