Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Антропоцентрическая модель в преподавании русского языка

Антропоцентрическая модель в преподавании русского языка: понятие и принципы

Современное языковое образование характеризуется тенденцией к гуманизации, что предполагает изменение приоритетов в выборе содержания, форм, методов и технологий педагогического воздействия с учетом потребностей и возможностей личности обучающегося.

В преподавании русского языка традиционно выделяются две модели обучения, которые представляют собой педагогические парадигмы, в соответствии с которыми выстраиваются основы системы обучения:

  1. Лингвоцентрическая модель, которая представляет собой педагогическую парадигму, связанную с системным изучением языка, а также всех его уровней. При таком подходе в центре внимания методиста оказывается язык (языковые факты, теория, система языка в целом) безотносительно к личности говорящего (пишущего) на этом языке индивида
  2. Антропоцентрическая модель, которая предполагает выдвижение на первый план языковой личности обучаемого. В соответствии с этой моделью в центре преподавания оказывается личность индивида, который способен воспринимать и производить речевые высказывания, используя знания о системе языка.

На начальных этапах становления лингвометодики доминировала лингвоцентрическая модель в преподавании, что предполагало пристальное внимание к разработке проблем методического описания языковой системы. Однако с 1980-х гг. наблюдается поворот методики преподавания русского языка к антропоцентрической модели, что обусловило усиление внимания методистов к проблемам речевой деятельности школьников.

Антропоцентрический подход лежит в основе современного системно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка, который предполагает формирование различных видов предметных и межпредметных умений и навыков через включение в систему различных видов речевой деятельности.

Антропоцентрический подход в лингвометодике базируется на следующих принципах:

  1. Изучение теоретических основ методики языкового образования через модель языковой личности школьника и составляющие ее уровни.
  2. Деятельностный принцип освоения языковой теории.
  3. Опора на коммуникативную деятельность как ведущий фактор развития языковых и речевых навыков.
  4. Учет национально-культурной специфики содержания языкового образования и речевой деятельности школьника.
  5. Текстоцентрический подход к содержанию языкового образования, при котором основной дидактической единицей курса русского языка становится текст.
«Антропоцентрическая модель в преподавании русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Содержание и методы антропоцентрического подхода в преподавании русского языка

В преподавании русского языка антропоцентрическая модель предполагает создание условий для полного развития языковой личности ребенка. Как уже отмечалось, это возможно при реализации деятельностного принципа в обучении, а также учете индивидуальных потребностей и возможностей языковой личности на данном этапе ее развития. В связи с выдвижением на первый план антропоцентрической парадигмы в лингвометодике перед педагогами и методистами возникают серьезные проблемы, которые связаны с необходимостью изучению ряда аспектов, связанных с развитием языковой личности школьника:

  1. Разработка достоверных и надежных диагностических инструментов для оценки уровня развития языковой личности школьника.
  2. Определение условий, обеспечивающих формирование коммуникативно-речевой культуры в условиях школьного обучения русскому языку.
  3. Разработка и внедрение в практику обучения новых методов и приемов организации учебного процесса, которые бы стимулировали развитие речевой деятельности ребенка.
  4. Повышение качества языкового образования в процессе школьного обучения.

Для антропоцентрического подхода в преподавании русского языка важными становятся приемы обучения, которые стимулируют различные виды речевой деятельности обучающихся, развивают критическое мышление, повышая степень осознанности в восприятии языкового материала. С этой целью в лингвометодике используются следующие принципы обучения:

  1. Диалогизация обучения за счет внедрения форм сотрудничества, кооперация, взаимодействия учителя и учащихся, а также самих учащихся на уроке.
  2. Интерактивный формат обучения, предполагающий вовлечение учащихся в активную деятельность по усвоению языковых понятий и выработке коммуникативно-речевых умений через решение познавательных задач.
  3. Проблемно-развивающий характер обучения, который предполагает самостоятельное решение проблемных учебных ситуаций, стимулирующих развитие познавательных процессов и усвоение новых навыков.
  4. Ориентация на применение здоровьесберегающих технологий и принципов организации деятельности на уроке.
  5. Использование игровых технологий и принципов нарративного педагогического дизайна для развития мотивации к учению.
  6. Практикоориентированный подход в обучении.

Антропоцентрический подход в обучении русскому языку предполагает развитие языковой личности по индивидуальной траектории, следовательно, основан на соблюдении принципов индивидуализации и дифференциации содержания образования. На сегодняшний день этот принцип выступает одним из основных в построении большинства учебных курсов по русскому языку. Его основные положения также лежат в основе современной концепции обучения русскому языку в соответствии с требованиями новых ФГОС.

Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot