Антропоцентрическая модель в преподавании русского языка: понятие и принципы
Современное языковое образование характеризуется тенденцией к гуманизации, что предполагает изменение приоритетов в выборе содержания, форм, методов и технологий педагогического воздействия с учетом потребностей и возможностей личности обучающегося.
В преподавании русского языка традиционно выделяются две модели обучения, которые представляют собой педагогические парадигмы, в соответствии с которыми выстраиваются основы системы обучения:
- Лингвоцентрическая модель, которая представляет собой педагогическую парадигму, связанную с системным изучением языка, а также всех его уровней. При таком подходе в центре внимания методиста оказывается язык (языковые факты, теория, система языка в целом) безотносительно к личности говорящего (пишущего) на этом языке индивида
- Антропоцентрическая модель, которая предполагает выдвижение на первый план языковой личности обучаемого. В соответствии с этой моделью в центре преподавания оказывается личность индивида, который способен воспринимать и производить речевые высказывания, используя знания о системе языка.
На начальных этапах становления лингвометодики доминировала лингвоцентрическая модель в преподавании, что предполагало пристальное внимание к разработке проблем методического описания языковой системы. Однако с 1980-х гг. наблюдается поворот методики преподавания русского языка к антропоцентрической модели, что обусловило усиление внимания методистов к проблемам речевой деятельности школьников.
Антропоцентрический подход лежит в основе современного системно-деятельностного подхода к преподаванию русского языка, который предполагает формирование различных видов предметных и межпредметных умений и навыков через включение в систему различных видов речевой деятельности.
Антропоцентрический подход в лингвометодике базируется на следующих принципах:
- Изучение теоретических основ методики языкового образования через модель языковой личности школьника и составляющие ее уровни.
- Деятельностный принцип освоения языковой теории.
- Опора на коммуникативную деятельность как ведущий фактор развития языковых и речевых навыков.
- Учет национально-культурной специфики содержания языкового образования и речевой деятельности школьника.
- Текстоцентрический подход к содержанию языкового образования, при котором основной дидактической единицей курса русского языка становится текст.
Содержание и методы антропоцентрического подхода в преподавании русского языка
В преподавании русского языка антропоцентрическая модель предполагает создание условий для полного развития языковой личности ребенка. Как уже отмечалось, это возможно при реализации деятельностного принципа в обучении, а также учете индивидуальных потребностей и возможностей языковой личности на данном этапе ее развития. В связи с выдвижением на первый план антропоцентрической парадигмы в лингвометодике перед педагогами и методистами возникают серьезные проблемы, которые связаны с необходимостью изучению ряда аспектов, связанных с развитием языковой личности школьника:
- Разработка достоверных и надежных диагностических инструментов для оценки уровня развития языковой личности школьника.
- Определение условий, обеспечивающих формирование коммуникативно-речевой культуры в условиях школьного обучения русскому языку.
- Разработка и внедрение в практику обучения новых методов и приемов организации учебного процесса, которые бы стимулировали развитие речевой деятельности ребенка.
- Повышение качества языкового образования в процессе школьного обучения.
Для антропоцентрического подхода в преподавании русского языка важными становятся приемы обучения, которые стимулируют различные виды речевой деятельности обучающихся, развивают критическое мышление, повышая степень осознанности в восприятии языкового материала. С этой целью в лингвометодике используются следующие принципы обучения:
- Диалогизация обучения за счет внедрения форм сотрудничества, кооперация, взаимодействия учителя и учащихся, а также самих учащихся на уроке.
- Интерактивный формат обучения, предполагающий вовлечение учащихся в активную деятельность по усвоению языковых понятий и выработке коммуникативно-речевых умений через решение познавательных задач.
- Проблемно-развивающий характер обучения, который предполагает самостоятельное решение проблемных учебных ситуаций, стимулирующих развитие познавательных процессов и усвоение новых навыков.
- Ориентация на применение здоровьесберегающих технологий и принципов организации деятельности на уроке.
- Использование игровых технологий и принципов нарративного педагогического дизайна для развития мотивации к учению.
- Практикоориентированный подход в обучении.
Антропоцентрический подход в обучении русскому языку предполагает развитие языковой личности по индивидуальной траектории, следовательно, основан на соблюдении принципов индивидуализации и дифференциации содержания образования. На сегодняшний день этот принцип выступает одним из основных в построении большинства учебных курсов по русскому языку. Его основные положения также лежат в основе современной концепции обучения русскому языку в соответствии с требованиями новых ФГОС.