Антитеза в художественном тексте
Лингвистический аспект изучения художественного текста предполагает выявление и анализ изобразительно-выразительных средств, используемых автором. Проза А.П. Чехова предоставляет богатый материал для исследования функционирования средств выразительности, среди которых одно из ведущих мест принадлежит приёму антитезы – противопоставления образов, ситуаций.
Антитеза в литературоведении рассматривается как приём, основанный на противоположности объектов, их контрастном сопоставлении, которое помогает подчеркнуть характерные особенности изображаемых явлений, заострить на них внимание читателя.
Антитеза реализуется на разных уровнях текстовой структуры:
- Синтаксический уровень: здесь антитеза выступает как фигура речи, основанная на использовании конструкций с противительными союзами.
- Лексический уровень: антитеза выражается с помощью антонимов, в том числе и контекстных.
- Семантический: противопоставление порождается смысловыми отношениями, в которые вступают единицы текстовой структуры. Так рождается оксюморон – образ, в основе которого – слияние противоположностей: горячий снег, звонкая тишина, болезненное наслаждение.
- Композиционный: здесь противопоставляются образы персонажей, пространственно- временные и иные компоненты структуры произведения.
Антитеза и способы её выражения в произведениях А.П. Чехова
В чеховских произведениях антитеза используется как средство, помогающее раскрыть образ персонажа, его чувства и переживания путем подчеркивания их противоречивости, контрастного характера.
Например, с помощью приёма контраста автор создаёт образ доктора Рагина – героя рассказа «Палата №6»: его «тяжёлая, грубая, мужицкая» наружность противопоставляется «тихой и острожной, вкрадчивой» поступи. Так, подчёркивается характер персонажа: внешне грубого и неотёсанного, но внутренне деликатного и мягкого.
Другой пример употребление антитезы – использование её для раскрытия внутреннего мира персонажа. В произведении «У знакомых» главный герой Подгорин, который не может приспособиться к действительности, удивлен несоответствием между сущностью и образом жизни своих знакомых: женщина – «большой сложный организм» – «все силы жизни» тратит на «несложную, мелкую работу» по обустройству семейного гнезда.
В рассказе «Душечка» контрастно противопоставлены физическое состояние героини во время замужества и в тот период, когда она осталась одна. Вначале она «полнела и вся сияла от удовольствия», затем «она похудела и подурнела». Это противопоставление раскрывает сущность натуры чеховской героини, отражает её душевные переживания, служа средством психологической характеристики.
Антитеза может подчеркивать особенности нравственного мира героев. Так, в рассказе «Попрыгунья» ограниченность и нравственная близорукость героини подчёркиваются с помощью противопоставления «старых» и «новых» знакомых, поиск которых стал смыслом жизни персонажа.
Антитеза в рассказах Чехова является и средством комической характеристики, создания юмористического эффекта. Один из самых знаменитых рассказов писателя – «Толстый и тонкий» – полностью построен на данном приёме. Контраст заявлен уже в заглавии, где антонимы «толстый – тонкий» становятся не просто средством характеристики внешнего облика, но и средством раскрытия характера. Это противопоставление отражает и социальные различия между героями, и нравственные.
В рассказе «Хамелеон» сюжетная деталь (Елдырин снимает и надевает пальто) также контрастна и помогает понять лицемерную, двуличную сущность персонажа, который легко меняет своё мнение, приспосабливаясь под обстоятельства: «Сними-ка … с меня пальто… Ужас как жарко» (героя буквально бросает в пот от страха перед воображаемым гневом генерала) – «Надень-ка … на меня пальто… Знобит» (Елдырин холодеет от страха).
На композиционном уровне приём антитезы используется и в рассказе «Слёзы крокодила». Здесь автор противопоставляет внутренний монолог главного героя, ростовщика Иудина, полный лицемерных размышлений о тяжелой судьбе бедных и равнодушии богатых, его реальным действиям, которые далеки от какого-либо сострадания.
В прозе Чехова также встречаются и контрастные образы, в основе противопоставления которых лежит антитеза. Например, в рассказе «Человек в футляре» Беликов с его страхом перед действительностью противопоставляется жизнерадостному семейству Коваленко. В рассказе «Дом с мезонином» герой-рассказчик (художник) – идеологический оппонент Лидии. Система образов повести «Дуэль» основана на противостоянии Лаевского и фон Корена.
Таким образом, в прозе А.П. Чехова антитеза является приёмом создания образа персонажа, характеристики его внутреннего мира и переживаний, а также композиционным элементом, организующим систему образов художественного текста.