Фатические жанры в массмедиа: понятие и разновидности
Современная генристика исследует различные аспекты соотношения фатических и информативных жанров в современном медиадискурсе.
Фатические жанры представляют собой совокупность жанровых образований, которые являются инструментом реализации поддерживающей функции общения.
Речевая фатика функционирует в пространстве «общения ради общения», охватывая преимущественно ритуализированные и традиционные формы речевой коммуникации, а также речевой этикет.
В отличие от информативных жанров фатические жанры практически не несут никакой новой информации. Наоборот, предсказуемость фатического жанра, его содержательная известность говорящему и слушающему обеспечивают успешность коммуникации.
В дискурсе современных массмедиа традиционная антиномия фатических и информативных жанров претерпевает изменения. В частности, фатические жанры активно проникают в дискурс массмедиа и начинают функционировать в нем наряду с жанрами информативными.
В пространстве медиадискурса жанры речевой фатики представлены различными формами:
- Байка как история, претендующая на правдоподобие, но отличающаяся смешением вымысла и правды и бытующая преимущественно в устном дискурсе.
- Анекдот или шутка (например, в печатных СМИ в разделах развлекательного характера).
- Гороскоп как прогностический жанр, не имеющий, однако, специфической информативной ценности и использующийся в развлекательных целях.
- Публичное поздравление в периодической печати или по телевидению.
- Высказывание блогера, не связанное со специфическими информативными целями (например, поздравление с праздником, беседа с подписчиками).
- Репрезентативный пост в социальных сетях, который выражает настроение автора, указывает на произошедшие всего жизни события и проч.
- Различные этикетные формы речи, проникающие в массмедиа (например, комплимент, благодарность или, наоборот, порицание, обвинение, а также извинение).
Антиномия фатических и информативных жанров в дискурсе медиа
Разрушение традиционной антиномии фатических и информационных речевых жанров обусловлено следующими факторами:
- Изменение статуса речевой фатики в пространстве публичной массовой коммуникации.
- Доминирование текстоцентричного подхода к речевым жанрам и, как следствие, стирание границы между первичными м вторичными жанрами коммуникации.
- Широкие проникновение в сферу массмедиа жанров интернет-дискурса.
- Тенденция к персонализации общения.
- Усиление роли коммуникативной прагматики в аспекте установления контакта между автором и аудиторией.
Фатические жанры, функционируя в пространстве медиадискурса, трансформируют традиционные жанры массовой коммуникации, изменяя их прагматические установки. Характерный пример такой трансформации – появление такого фатического гибридного жанра, как мем, который несет не столько информативную функцию, сколько служит для установления контакта между собеседниками. При этом в массмедиа, особенно в Интернете, мемы становятся частью жанровой системы и активно участвуют в формировании коммуникативного смыслового пространства общения.
Другой пример показывает проникновение фатических жанров в гипержанровые образования, например, в дискурс женского журнала. Большинство публикуемых в женском журнале материалов - статей, рекомендаций, интервью – служат цели установления и поддержания контакта с читательницей, развития коммуникативной «эмпатии» к содержанию публикаций. Например, обзоры модных косметических средств или предметов гардероба, аксессуаров, помимо информативной функции, имеют ярко выраженный фатический характер, предполагающий имитацию ритуализованной женской коммуникации – разговора между подругами. Практические советы по улучшению отношений с партнером также имитируют разговор по душам. С этой целью используется прямое обращение к адресату, элементы оценочности, речевая проекция размышлений автора на адресата и проч. Вместе с тем женский журнал не перестает быть информационно-развлекательным жанровым образованием, в котором речевая фатика способствует привлечению читательниц к изданию.
Анекдот как жанр бытового устного дискурса становится частью медиадискурса благодаря его фатической функции. К примеру, в современной периодике анекдот не только становится частью развлекательного контента, но и функционирует в составе других жанров: статьи, интервью, авторский колонки и проч. При этом анекдот не выступает как доминирующий жанр массовой коммуникации, сохраняя свою закрепленность да устной сферой межличностного общения.
Таким образом, традиционная антиномия фатической и информационной коммуникации в современном медиадискурсе разрушается, что приводит к проникновению речевой фатики в дискурс социальных медиа.