Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Антиципация как этап анализа текста

Стратегии работы с текстом на уроке русского языка

В обучении русскому языку в соответствии с новыми образовательными стандартами большое внимание уделяется развитию коммуникативно-речевых навыков, связанных с функциональной грамотностью и чтением. Языковая компетенция, лежащая в основе этих видов речевой деятельности, является базой для формирования навыков, необходимых школьнику в повседневной жизни. В мире информации, где возрастает количество письменных источников получения знаний, навык функционального чтения и умения работать с текстом, извлекая из него необходимые сведения, становится базовым для успешного коммуникативного развития личности.

В развитии навыков функционального чтения большую роль играет специально организованная работа с текстом, направленная на его смысловое чтение, анализ, извлечение информации из его компонентов: заглавия, эпиграфа, примечаний и проч.

Определение 1

Анализ текста на уроке русского языка представляет собой один из видов речевых упражнений и в то же время самостоятельную текстовую деятельность, направленную на восприятие и понимание смыслов, заложенных в текстовом сообщении.

В практике школьного обучения работа с текстом на уроке русского языка осуществляется с помощью разных видов аналитической деятельности:

  1. Комплексный анализ текста, представляющий собой наиболее глобальную стратегию текстового исследования, при которой рассматриваются все уровни текстовой структуры в единстве формы и содержания.
  2. Лингвистический анализ, направленный на уяснение специфики функционирования в тексте тех или иных языковых единиц.
  3. Лексико-стилистический анализ, предметом которого выступает лексический уровень текстовой структуры в аспекте его функционально-стилевого расслоения.
  4. Лексико-семантический анализ, связанный с выявлением особенностей значения текста, характера используемых в нем лексических единиц, а также изобразительно-выразительных средств.
«Антиципация как этап анализа текста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Несмотря на многообразие видов работы с текстом на уроке, общие принципы рассмотрения текстовой структуры остаются неизменными и базируются на учете текстообразующих признаков высказывания: единства темы и авторского замысла, связности на уровне формально-речевой и смысловой структуры, цельности и проч.

Антиципация как этап анализа текста в стратегиальном подходе

В последнее время применяется стратегиальный подход к анализу текста и текстовой деятельности, который предполагает выделение значимых этапов работы с текстом в зависимости от главенствующего типа деятельности читающего (восприятие формы, анализ языка, постижение смысла). В соответствии с этим подходом выделяют:

  1. Предтекстовые стратегии, направленные на предвосхищении текстовой информации.
  2. Стратегии работы с текстом, предполагающие анализ его содержания и формы.
  3. Послетекстовые стратегии формирования глобального смысла текста.
Определение 2

Антиципация представляет собой смысловое предвосхищение текста, относящееся к этапу предтекстовой деятельности.

Антиципация как вид читательской деятельности связана с развитием умений прогнозировать текстовое содержание на основе анализа текста.

Механизмы антиципации основаны на умении прогнозировать содержание текста, опираясь на анализ его элементов: имени автора, заглавия, эпиграфа. На основе развития навыков антиципации школьники учатся характеризовать содержание текста по плану, ключевым словам, цитатам из текста. Антиципация также предполагает умение предполагать характер развития сюжета на основе уже прочитанного: например, восстанавливать в тексте пропущенные слова или части.

Прием антиципации необходимо использовать последовательно, в период всего обучения, постепенно увеличивая объем текстов для работы. Анализ целесообразно начинать с небольших по объему текстов с ясной структурой: это могут быть рассказы, притчи, сказки и проч. Система работы по развитию антиципации строится системно, с учетом прохождения ряда этапов:

  1. Обучение анализу заголовка путем выявления его смысла, роли в понимании текста, авторского замысла и проч.
  2. Анализ эпиграфа к произведению (самостоятельный подбор эпиграфа из ряда предложенных на основе стратегии прогнозирования содержания текста).
  3. Ответ на предварительные вопросы по содержанию текста (до его чтения): О чем текст? Кто его герои? Что могло произойти с ними? Как относится к героям автор?
  4. Проверка прогноза в ходе чтения с последующей корректировкой восприятия.
  5. Работа с ассоциативно-образными рядами и иллюстрациями к тексту, помогающими предугадать его содержание на основе анализа визуального ряда или образных представлений.
  6. Работа с ключевыми словами (выяснение словарного значения, определение смысловой составляющей, поиск смысловых связей с содержанием текста).
  7. Прием «Придумай продолжение»: учащееся читают начало текста (завязку), затем класс делится на группы, каждая из которых придумывает свое продолжение (оптимистичное, трагическое, фантастическое).

Многообразие развития навыков антиципации текстового содержания позволяет выстроить работу на уроке с учетом возможностей учащихся и объема текстового материала для анализа.

Таким образом, антиципация как этап восприятия текста является важной частью текстовой деятельности, необходимой для полноценного овладения функциональным чтением.

Дата последнего обновления статьи: 09.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot