Актуальные проблемы изучения лексики при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
Экзаменационная работа по русскому языку предполагает проверку готовности ученика к использованию языковых норм в речи. При этом задания ориентируют выпускников на работу с разными языковыми нормами – от акцентологических до грамматических. Особое место среди языковых норм, владение которыми проверяет экзамен, занимают лексические нормы, связанные с употреблением слов в свойственном им значении, пониманием контекстуальной семантики, различением паронимов.
Задания Единого государственного экзамена по русскому языку проверяют навыки владения следующими аспектами лексической нормы:
- Умение определять лексическое значение многозначного слова, актуализируемое контекстом.
- Навыки семантического анализа.
- Умение различать паронимы, то есть те лексические единицы, которые восходят к одному корню, но отличаются спецификой значения и функционирования.
- Умение учитывать возможности лексической сочетаемости для избегания плеонастических сочетаний или тавтологии.
- Знание фразеологизмов, умение отличать их от свободных сочетаний и находить в контексте.
- Умение находить в речи антонимы (синонимы), в том числе языковые и контекстуальные.
- Умение выявлять лексические единицы, выполняющие в тексте художественно-изобразительные функции (то есть тропы).
В связи с довольно широким перечнем знаний и умений в области лексикологии, которые должен продемонстрировать выпускник, при подготовке к экзамену необходимо уделять особое внимание тем заданиям, которые связаны с актуальными проблемами изучения лексики.
Методы и формы работы с лексическим материалом ЕГЭ
Многие ученики при определении лексического значения слова в контексте сталкиваются с трудностями, связанными с неумением вычленить ведущую сему в составе значения многозначного слова и соотнести ее с речевым окружением лексической единицы. Для решения этой проблемы необходимо использовать следующие методические приемы:
- Толкование слова в контексте через подбор синонимов.
- Лингвистический эксперт, направленный на замену слова в контексте тем толкованием, которое приведено в задании.
- Составление словосочетаний (предложений) со словом в том значении, которое приведено в толковании.
- Работа со словарем и анализ всех значений слова с последующим составлением словосочетаний для определения семантики слова в каждом конкретном случае.
Для формирования умений различать паронимы необходимо не только познакомить выпускников с их разновидностями и конкретными примерами, но и учить другим приемам выявления их лексического значения:
- Словообразовательный анализ паронимов: например, при различении слов «костный – костяной» значение имеет суффикс «-ян-» как показатель семантики материала (глина – глиняный, то есть «сделанный из глины», кость – костяной, буквально «изготовленный из кости»).
- Контекстный анализ паронимов, помогающий выявить особенности их употребления в разных речевых ситуациях: дождливый (день, месяц) – дождевой (червь, плащ).
- Лексико-семантический анализ паронимов: дипломат – сотрудник дипломатической миссии, дипломант – обладатель диплома конкурса.
- Лексико-грамматический анализ паронимов: одеть (кого, во что) в шубку ребенка – надеть (что?) очки, платье; различать (что?) запахи, цвета – отличать (что от чего?) собаку от кошки.
Развитию умений находить и исправлять лексические ошибки, приводящие к плеоназму или тавтологии, способствуют следующие приемы и виды работы:
- Лексический эксперимент по изъятию слова из контекста с оценкой семантики фразы.
- Подбор словосочетаний с примерами языковой избыточности и их исправление.
- Работа со словарем при анализе примеров плеоназма или тавтологии.
- Подбор синонимов для замены тавтологических сочетаний.
Для обогащения преставлений учеников о фразеологизмах необходимо:
- Вводить новые фразеологические обороты в речь, показывая примеры их употребления в текстах.
- Объяснять значение всех фразеологизмов, встречающихся в читаемых текстах.
- Анализировать структуру фразеологизмов (неделимых сочетаний) и свободных сочетаний (обладающих структурной свободой).
- Подбирать к фразеологизмам синонимичные слова (сочетания), которые могут заменить их в контексте.
- Работать с фразеологическим словарем на уроке, обогащая лексико-фразеологический запас.
Развитию умений находить тропы речи и определить их разновидности способствует все виды заданий, направленных на лингвистический анализ поэтического и прозаического текста:
- Поиск заданных тропов в тексте.
- Определение вида тропа, использованного в выделенном фрагменте.
- Классификация видов тропов, употребленных в отрывке.
- Подбор примеров, иллюстрирующих определенное средство изобразительности.
Перечисленные виды и формы работы с языковыми явлениями относятся к актуальным проблемам изучения лексики при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Поэтому учителю необходимо уделять внимание этим видам заданий на уроках для формирования у выпускников языковых навыков, необходимых для успешной сдачи экзамена.