Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Акцентологический практикум при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Акцентологический практикум при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

В системе предэкзаменационной работы по освоению норм литературного языка особое место занимают нормы ударения, или акцентологические нормы.

Определение 1

Нормы ударения представляют собой нормативные требования, предъявляемые к устной речи и касающиеся правил акцентуации слов, то есть постановки в них ударения.

Несмотря на частотность многих произносительных вариантов в повседневном общении, не все из них соответствуют критериям нормы, поэтому вопрос о формировании акцентологических норм у выпускника особенно остро стоит в период подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Перед учителем стоит, как правило, несколько задач:

  1. Сформировать представление о языковой норме в области произношения.
  2. Закрепить употребление нормативных вариантов произношения на практике.
  3. Скорректировать ошибки в речи учащихся.
  4. Противодействовать влиянию узуса (речевой практики) на искажение норм акцентологии путем профилактики возникновения акцентологических ошибок в устной речи.

Для формирования акцентологических норм в процессе подготовки к экзамену используются различные методы. Однако все их многообразие можно свети к основным типам освоения акцентологических норм:

  1. Репродуктивный путь, основанный на заучивании правильного варианта и многократном повторении его при воспроизведении.
  2. Практикоориентированный путь, предполагающий освоение акцентологических норм в различных видах практической речевой деятельности.

Второй путь является более продуктивным, так как позволяет опираться на деятельностный подход в обучении и формирует устойчивые навыки произношения, реализуемые затем в повседневном общении.

Для реализации практического подхода к освоению акцентологических норм используется такой формат учебных занятий, как практикум.

Определение 2

Практикум представляет собой вариант урока, основное содержание которого составляет выполнение учащимися различных учебно-практических действий для автоматизации умений.

«Акцентологический практикум при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При организации урока-практикума необходимо учитывать несколько педагогических требований к его структуре и содержанию:

  1. Практические задания располагаются в структуре урока по мере возрастания их сложности и объема.
  2. Объемное или сложное задание разбивается на ряд небольших учебных задач, которые могут быть распределены между учебными группами.
  3. В ходе проведения практикума активно используется групповая, парная и индивидуальная работа.
  4. В содержании учебных заданий чередуются разные виды упражнений, выполнение которых требует участия различных видов речевой деятельности.
  5. Языковой материал, изучаемый в ходе практикума, рассматривается в контексте других языковых явлений, то есть системно, комплексно.

Методика организации и проведения акцентологического практикума в школе

При организации акцентологического практикума при подготовке к ЕГЭ по русскому языку учитель предусматривает решение ряда обучающих задач:

  1. Сформировать навык различения нормативных и ненормативных вариантов ударения в разных словах и формах слов.
  2. Актуализировать знания о связи ударения с морфологической формой слова.
  3. Сформировать навык постановки ударения в сложных случаях, а также в словах, где постановка ударения противоречит узуальной норме.
  4. Закрепить навык постановки ударения в словах разных частей речи.

При организации практикума учащимся предлагаются следующие типы заданий:

  1. Образовать определенные формы слов (например, прошедшего времени в единственном числе во всех родах или во множественном числе, краткие прилагательные женского рода и проч.) и расставить в них ударения.
  2. Расставить ударения в тексте, в словосочетаниях или словах, используя орфоэпический словарик ЕГЭ или акцентологический словарь.
  3. Найти среди предложенных вариантов постановки ударений нормативные варианты.
  4. Исправить ошибки в ударениях, произнести слова правильно, записать, обозначив ударный слог.
  5. Прочитать правильно и без запинки список слов, расставляя в них ударение.
  6. Выполнить тест по образцу экзаменационного задания на скорость, выполнить взаимопроверку.
  7. Подобрать к словам с трудно запоминающимися ударениями рифмы, помогающие запомнить постановку ударения.
  8. Составить личный «словарик акцентологических трудностей» и заполнить его примерами употребления слов с трудно запоминаемыми ударениями в разных контекстах.
  9. Составить словосочетания или предложения со словами, в которых часто возникают ошибки в постановке ударения.
  10. Составить текст, включив него как можно больше слов из орфоэпического словника.

Эти и подобные им задания можно выполнить, работая в учебных группах или в парах. Как правило, во время групповой работы можно организовать учебное сотрудничество, в рамках которого материал усваивается быстрее и легче. Кроме этого, используя элементы соревнования между учебными группами (введение рейтинга результатов выполнения задания), учитель создает мотивацию для активной работы на уроке.

Дата последнего обновления статьи: 15.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot