Акцентологический практикум при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
В системе предэкзаменационной работы по освоению норм литературного языка особое место занимают нормы ударения, или акцентологические нормы.
Нормы ударения представляют собой нормативные требования, предъявляемые к устной речи и касающиеся правил акцентуации слов, то есть постановки в них ударения.
Несмотря на частотность многих произносительных вариантов в повседневном общении, не все из них соответствуют критериям нормы, поэтому вопрос о формировании акцентологических норм у выпускника особенно остро стоит в период подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Перед учителем стоит, как правило, несколько задач:
- Сформировать представление о языковой норме в области произношения.
- Закрепить употребление нормативных вариантов произношения на практике.
- Скорректировать ошибки в речи учащихся.
- Противодействовать влиянию узуса (речевой практики) на искажение норм акцентологии путем профилактики возникновения акцентологических ошибок в устной речи.
Для формирования акцентологических норм в процессе подготовки к экзамену используются различные методы. Однако все их многообразие можно свети к основным типам освоения акцентологических норм:
- Репродуктивный путь, основанный на заучивании правильного варианта и многократном повторении его при воспроизведении.
- Практикоориентированный путь, предполагающий освоение акцентологических норм в различных видах практической речевой деятельности.
Второй путь является более продуктивным, так как позволяет опираться на деятельностный подход в обучении и формирует устойчивые навыки произношения, реализуемые затем в повседневном общении.
Для реализации практического подхода к освоению акцентологических норм используется такой формат учебных занятий, как практикум.
Практикум представляет собой вариант урока, основное содержание которого составляет выполнение учащимися различных учебно-практических действий для автоматизации умений.
При организации урока-практикума необходимо учитывать несколько педагогических требований к его структуре и содержанию:
- Практические задания располагаются в структуре урока по мере возрастания их сложности и объема.
- Объемное или сложное задание разбивается на ряд небольших учебных задач, которые могут быть распределены между учебными группами.
- В ходе проведения практикума активно используется групповая, парная и индивидуальная работа.
- В содержании учебных заданий чередуются разные виды упражнений, выполнение которых требует участия различных видов речевой деятельности.
- Языковой материал, изучаемый в ходе практикума, рассматривается в контексте других языковых явлений, то есть системно, комплексно.
Методика организации и проведения акцентологического практикума в школе
При организации акцентологического практикума при подготовке к ЕГЭ по русскому языку учитель предусматривает решение ряда обучающих задач:
- Сформировать навык различения нормативных и ненормативных вариантов ударения в разных словах и формах слов.
- Актуализировать знания о связи ударения с морфологической формой слова.
- Сформировать навык постановки ударения в сложных случаях, а также в словах, где постановка ударения противоречит узуальной норме.
- Закрепить навык постановки ударения в словах разных частей речи.
При организации практикума учащимся предлагаются следующие типы заданий:
- Образовать определенные формы слов (например, прошедшего времени в единственном числе во всех родах или во множественном числе, краткие прилагательные женского рода и проч.) и расставить в них ударения.
- Расставить ударения в тексте, в словосочетаниях или словах, используя орфоэпический словарик ЕГЭ или акцентологический словарь.
- Найти среди предложенных вариантов постановки ударений нормативные варианты.
- Исправить ошибки в ударениях, произнести слова правильно, записать, обозначив ударный слог.
- Прочитать правильно и без запинки список слов, расставляя в них ударение.
- Выполнить тест по образцу экзаменационного задания на скорость, выполнить взаимопроверку.
- Подобрать к словам с трудно запоминающимися ударениями рифмы, помогающие запомнить постановку ударения.
- Составить личный «словарик акцентологических трудностей» и заполнить его примерами употребления слов с трудно запоминаемыми ударениями в разных контекстах.
- Составить словосочетания или предложения со словами, в которых часто возникают ошибки в постановке ударения.
- Составить текст, включив него как можно больше слов из орфоэпического словника.
Эти и подобные им задания можно выполнить, работая в учебных группах или в парах. Как правило, во время групповой работы можно организовать учебное сотрудничество, в рамках которого материал усваивается быстрее и легче. Кроме этого, используя элементы соревнования между учебными группами (введение рейтинга результатов выполнения задания), учитель создает мотивацию для активной работы на уроке.