Структура религии
Религиозная вера – это особый тип психического состояния индивида, группы, общностей, который выражается феноменами бездоказательной уверенности в существовании сверхъестественных сил, их почитанием, исповеданием соответствующих взглядов.
Религия в широком смысле – это тип мировоззрения и образ действий, определяющихся поклонением высшему началу, стремлением соединиться с ним, послужить идеалам, связанным с высшими силами.
Религия в узком смысле – социально организованная вера в святое и базирующийся на ней способ общественной и личной жизни.
Носители религии – религиозные общности, группы, институты, организации и отдельные индивиды.
Определенное положение в религии отводится религиозному сознанию. Это мировоззрение, ядро которого – вера в священное. Религиозное сознание эмоционально насыщено, оно чувственно наглядное, символичное и диалогичное.
В религиозной деятельности выделяют культовую и некультовую (теоретическую, пропагандистскую, политически-организационную) стороны. Важнейшая сторона религии – культ.
Культ – это тип взаимоотношений со священной реальностью, происходящих в формате ритуала.
В этой деятельности актуальность придается символам и событиям религии – молитве, богослужению, исповеданиям, таинствам.
Функции религии и ее роль в жизни человека
Религия в обществе выполняет ряд функций:
- мировоззренческую;
- компенсаторную;
- регулятивную;
- интегрирующе-дезинтегрирующую;
- культурно-транслирующую;
- легитимирующе-разлегитимирующую.
Мировоззренческая функция предполагает наличие определенного уклада взглядов на человека, природу и общество. Религиозным мировоззрением задаются определенные критерии, с позиции которых и должен быть рассмотрен человек.
Компенсаторная функция религии призвана восполнять ограниченность, зависимость и бессилие людей в рамках воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевает «свобода духа», социальное неравенство становится «равенством» греховности и страдания.
Регулятивная функция предполагает, что посредством некоторого спектра идей, ценностей, стереотипных установок и мнений, осуществляет управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп и общин.
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция предполагает объединение или разъединение индивидов, групп и институтов. Интеграция способствует сохранению, а дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и целостного общества.
Культурно-транслирующая функция способствует развитию определенных слоев культуры – письменности, книгопечатанья, искусства, так, одни культурные феномены были приняты, а другие отталкивались. Осуществлялась передача накопленного опыта и культурных достижений от старшего поколения к младшему.
Легитимирующе-разлегитимирующая предполагает узаконивание (постановку вне закона) отдельных общественных порядков и институтов, государственных, политических и правовых отношений, норм и образцов.
Результаты и последствия выполнения религией ее основных функций, а также значимость ее действий могут резко отличаться.
- Религия, рассматриваемая с позиции предельных, абсолютных критериев санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения и институты. Религиозный фактор оказывает воздействие на экономику, политику государственное устройство, межнациональные отношения посредством деятельности верующих людей и религиозных организаций.
- Степень влияние религии связывают с местом, которое она занимает в обществе, а это место дается один раз и навсегда, изменяясь только в рамках процессом сакрализации и секуляризации.
- Специфическое влияние оказывает религия на общество и его подсистемы, на личность и мировые религии, а также на отдельные религиозные конфессии и направления.
- Религия является системным образованием, состоящим из ряда связей и элементов.
- Необходимо принимать в расчет соотношение общегуманистичного и частного в религии.
Религиозное сознание
Специфика содержания религиозного сознания объясняется наличием у него двух сторон – содержательной и функциональной.
Содержательная сторона религиозного сознания призвана формировать конкретные спектр ценностей и потребностей верующих, их взгляды на окружающий и потусторонний миры, внедряя тем самым в их психику определенные идеи, образы, представления, чувства и настроения.
Функциональная сторона религиозного сознания призвана удовлетворить потребности верующих, придав нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, сформировав у них определенное морально-психологическое состояние, помогая более эффективно воздействовать на их психику.
Особенностями религиозного сознания выступают две основные черты:
- тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием всех верующих;
- четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих людей.
Религия и обыденное сознание
Религия и обыденное сознание не могут устанавливать духовный порядок, так как их невозможно привести к единству и последовательности даже в ситуации индивидуального сознания, не говоря уже о коллективном сознании. Их нельзя привести в единство и последовательности свободно, это может быть достигнуто авторитарно, что и было сделано в прошлом, но только в строго ограниченных заданных пределах.
Проблему религии понимают и рассматривают не в конфессиональном, а в светском смысле, в качестве единства веры, мировоззрения и соответствующей им нормы поведения. Но такое единство веры можно было бы назвать не «религия», а идеология и просто политика.
Обыденное религиозное сознание выступает как непосредственное отражение бытия людей. Оно представлено в формате представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек и разного рода традиций. Оно не может считаться цельным и систематизированным. На этом уровне религию связывают с индивидом и представляют в личной форме. Преимущественно здесь отмечены традиционные способы передачи иллюзий, представлений и чувств.