Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Религия как сфера реализации человеческого духа. Религия и нравственность

Определение 1

Религия – это особая система мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы и явления и включающая в себя этические нормы и идеалы, системы религиозной обрядовости, а также форму социальной организации (церковь, умма, сангха и т.д.)

Понятие нравственности и теории ее возникновения

Определение 2

Нравственность – это система морально-этических убеждений и ценностей личности, отражающих представления о категориях человеческого взаимоотношения (добро-зло, честность-лживость, справедливость-произвол), и регулирующих социальное поведение личности.

Представления о нравственности как философская категория в европейской культуре впервые обозначаются в трудах Сократа, которые ассоциируется нравственное поведение, благо, с познанием, а невежество со злом, которое человек творит по незнанию добра. С Сократа этика становится одной из важнейших частей философии и обсуждение ее проблем так или иначе затрагивает учения подавляющего большинства философов до наших дней. Одним из наиболее сложных вопросов является происхождение самих этических норм. Выделяют три основных подхода к его решению:

  • божественный,
  • натуралистический,
  • социальный.

Божественный подход развивается в рамках религии и религиозной философии. Согласно ему нравственность представляет собой систему жестких и неизменных принципов, которые были сформулированы богом или Абсолютом и подлежат беспрекословному исполнению.

Натуралистический подход видит источник нравственности в самой природе человека. Уже в поведении высших животных можно отметить зачатки поведения, которое можно условно обозначить как «нравственное» - это уход за детенышами, взаимопомощь в группе, решение конфликтов через демонстрацию симпатии и уважения и т.д. У человека, как биологического существа, стоящего на более высокой ступени эволюции, эти примитивные формы со временем развились в более совершенные и сложные механизмы регуляции поведения, необходимые для успешного выживания в обществе.

Социальный подход выдвигает на первую план ведущую роль общества в формировании нравственности. Предполагается, что каждый человек по своей природе эгоистичен и преследует лишь личные цели, что влечет за собой конфликты между атомарными личностями. Однако ради существования общества, как безопасной и доброжелательной среды, люди заключили между собой негласный договор в виде морально-этических норм.

«Религия как сфера реализации человеческого духа. Религия и нравственность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Социальные формы регуляции как источники нравственности

Изучение эволюции нравственных представлений идет на стыке биологического и социального подходов. В качестве наиболее ранних форм социальной регуляции, присущих первобытным обществам, называют:

  • табу,
  • первобытную магию,
  • традиция и обычай,
  • мантические практики.

Табу является наиболее древней и грубой формой протонравственности. Табу представляют собой систему жестких запретов, предполагающих самое жестокое наказание за их нарушение, при этом предполагается что нарушение табу влечет за собой смертельную опасность для всего рода, племени.

Первобытная магия представляла собой коллективные ритуалы, предварявшие любую социально-значимую деятельность (охоту, войну, торговлю, строительство, похороны и т.д.). Магические ритуалы сплачивали коллектив, настраивали членов племени на успешность будущей деятельности, повышали уровень мотивации и организованности.

Стремление к упорядочиванию социальной жизни привело к образованию традиций и обычаев. Действия, приведшие к успеху (даже случайно) закреплялись и повторялись, повлёкшие неудачу, напротив исключались из жизни племени.

Мантические или гадательные практики также оказывали мощное влияние на деятельность первобытной общины и ее членов поощряя или напротив запрещая исполнение важных социальных действий.

Все ранние формы социальной регуляции имеют ярко-выраженный коллективный характер, они оказывают на личность внешнее давление со стороны общества, принуждая к соблюдению установленных в нем норм и правил. Если же личность нарушала принятые нормы она изгонялась, что было равносильно смерти, так как выживание вне общины было практически невозможно. Однако по мере развития общества, его производительных сил и возможностей менялась и мораль, переходя от коллективных форм сначала к групповым, специфическим для разных групп внутри общества, а затем и к индивидуальным нормам морали и нравственности.

Взаимосвязи религии и нравственности

Каждая религия претендует на исключительное правило нравственного воспитания и поддержания моральных устоев общества, в то время как отсутствие религиозности позиционируется ее сподвижниками как моральный упадок и духовная деградация. В тоже время взаимосвязи нравственности и религии носят достаточно сложный характер.

Нравственность - это в первую очередь личностное свойство, высшей степенью развития нравственности является автономная мораль, при которой человек, обладая сильными убеждениями, способен самостоятельно принимать решения и отличать зло от добра в каждой конкретной ситуации.

Религия же напротив позиционирует нравственные нормы как исключительно внешние по отношению к личности. Они даны свыше, личность не может ни обсуждать, ни интерпретировать их, а только исполнять. Данное понимание вступает в противоречие с понятиями нравственного самосознания и автономной морали.

Более того, религия формирует систему двойной морали. Нравственным признается лишь то, что соответствует нормам конкретной религии, в тоже время, все альтернативные культы объявляются безнравственными и бездуховными, что порождает конфликты, а также поощряет применение агрессии и насилия по отношению к иноверцам. Двойная мораль действует и внутри одной конфессии по отношению к служителям культа и мирянам. В то время как простые верующие должны беспрекословно следовать букве божественного закона, служители оказываются неподсудными, и как показывает историческая практика, не гнушаются различных злоупотреблений, которые обуславливаются милостью и волей божеств.

Дата последнего обновления статьи: 24.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot