Понятие национальной религии
Национальная религия – это понятие, используемое в религиозных исследованиях, для характеристики разного рода религиозных проявлений, связанных с той или иной этнической группой. Часто национальные религии существенно отличаются от религий, которые не ограничиваются этническими или национальными рамками, например, христианства или ислама.
Сам термин «национальные религии» достаточно условный. Национальными религиями считают только современные религии небольшого количества этнических групп, или преобладающей части населения какого-либо государства.
Существенной особенностью современных национальных религий является то, что почти все они политеистические и сохраняют в своей основе иерархию богов.
К основным национальным религиям относят:
Характеристика основных национальных религий
Индуизм – это сфера религиозно-мифологических взглядов. Сам термин «индуизм» сформировался на основании слова «хинду», персидского происхождения. Индуизм многогранен, по мнению некоторых ученых, он выступает в качестве сочетания родственных друг другу религий, например, таких как шиваизм и вишнуизм и пр.
Смысл индуизма заключен в:
- почитании Вед;
- вере в Бога;
- понимании человека в качестве спиритуального духа сущности;
- развитой ритуальной культуре.
Наиболее универсальное понятие индуизма – «дхарма».
Иудаизм – первая в мире монотеистическая религия, первая из немногочисленных религий Древнего мира, которая дошла до наших дней с минимальными корректировками.
В истории формирования иудаизма принято выделять три ступени:
- Древний период – процесс становления монотеизма, связанный с культом Яхве. Он начался с образования Израильского царства в XV-XIV веках до н.э.
- Палестинский период – захватывает эпоху независимого существования иудейско-израильского государства. В этот же период формируется иудаистская религиозная традиция. Её носителями считали служителей иудаистского храма, многочисленных пророков, предсказателей и гадателей. Значительное событие иудаизма – религиозная реформа царя Иоссии, когда из Иерусалимского храма были удалены предметы всех богов, кроме Яхве, а также были упразднены места поклонения языческим богам, строго регламентировав правовую и обрядовую стороны жизни евреев. Завершился данный этап актом вавилонской агрессии, направленной на Иудейское царство, завоеванием Иерусалима и разрушением в 586 г. до н.э. храма и взятием в плен множества евреев. Именно на данной стадии возникли синагоги – молитвенные дома и вместе с тем очаги этнической культуры и самоуправления.
- После-пленный период, или эпоха «второго храма» - он начинается возвращением иудеев из вавилонского плена в 538 году до н.э. и восстановлением Иерусалимского храма. В новом еврейском государстве было канонизировано Пятикнижие (Тора), что закрепило основы вероучения.
Основой иудаистского вероучения выступают идеи монотеизма, богоизбранности еврейского народа и мессианства. Идея монотеизма – главный догмат иудаизма. Она воплощена в культе Яхве. Само имя Бога нельзя произносить. В соответствии с преданиями Ветхого Завета, оно открылось Моисею в богоявлении при горе Хорив, а позже на горе Синай. Важный праздник в иудаизме – Песах, или Пасха. В первую очередь, Пасха - это праздник освобождения, памяти об окончании рабства евреев в Египете. Также большое значение для верующих имеет Йом Кипр – праздник Судного дня, когда каждый человек получает приговор от Яхве, соответствующий его «заслугам». В день праздника читают специальные покаянные молитвы.
Даосизм начал формироваться в Китае в начале эпохи Хань (II в. до н.э.), его развитие и укрепление протекало параллельно распространению конфуцианства. Даосизм и конфуцианство являются двумя взаимосвязанными религиозно-философскими направлениями духовной жизни китайского общества. Духовно-религиозные корни даосизма углубляются в представления о первобытной магии древних китайцев, о единстве человека и мира, а также гармонии Вселенной, где уравновешены противоположности инь и янь.
Конфуцианство – учение, которое было создано несколькими древними мыслителями. Среди них главенствующее положение отведено Кун-цзы, или Конфуция, в европейском происхождении. Личность этого философа подтверждена исторически. Он родился и умер в царстве Лу (551 г. до н.э. - 479 г. до н.э.). О нем до наших дней дошло мало достоверной информации. Конфуцианство охватывает представления о человеке, обществе и государстве и их взаимоотношения. Значительная роль в нем отведена культу предков.
Синтоизм – это национальная религия японского народа. Археологические раскопки на территории островов Кюсю и Скоку свидетельствовали о том, что уже в 1-3 вв. н.э. в Японии бытовали предметы культа и обрядов, характерные для синто. В начале 4 века, когда формировалось единое японское государство Ямато, синтоизм превращается в государственную религию. Она корнями уходит в поклонение местным родовым и племенным божествам, к культу природы, колдовским обрядам первобытного населения островов. Определенное воздействие на формирование синтоизма оказывали верования древних китайцев, которые мигрировали в Японию в начале 1 в. н.э.
Сведения о синтоизме встречаются уже в памятниках японской письменности – «Кодзики» и «Нихонги». «Кодзики» считается священной книгой синтоизма, хотя это нельзя сравнить с Библией в христианстве или Кораном в исламе. Кодзики – родная для каждого японца книга. К ней восходит все, составляющее исконное, освобожденное от любой примеси, содержание японского национального духа. Кодзики – это ключ к пониманию самой Японии и самих японцев. Вероучение синтоизма направлено на укрепление национального единства народа. Предание гласит, что ками породили не вообще человека, а именно японца. В связи с этим, с детства в сознании японца укрепляется представление о том, что он относится к синто.