Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Право на товарный знак

В любом бизнесе применение товарных знаков исключительно важно. Современный рынок перенасыщен множеством продукции, им всем необходима индивидуализация. В противном случае потребители не смогут сориентироваться среди широкого ассортимента и разнообразия товаров. Очень важно иметь представление о том, как оформляется исключительное право на товарный знак, а также, какие гарантии он предоставляет.

Что такое исключительное право на товарный знак?

Определение 1

Товарный знак – это обозначение, которое используется для индивидуализации и различения товаров различных производителей или индивидуальных предпринимателей.

Пример 1

В качестве примеров можно привести такие торговые знаки, как Renault, BMW, Siemens, Nescafe и прочие. Для большинства сфер и работ существует свой метод индивидуализации – знак обслуживания. Например, для средств мобильной связи это «Мегафон».

Применительно к исключительному праву в юридическом контексте действуют только эти два термина – знак обслуживания и товарный знак. На практике, как профессиональной деятельности, так и в обыденных процессах используются такие термины, как: логотип, бренд, слоган, торговая марка и прочие.

Ключевые признаки товарного знака:

  1. Способность к различению. В качестве товарного знака Роспатент никогда не зарегистрирует общеупотребительное словосочетание или слово, которое будет характеризовать товар. Например, «Вкусный хлеб» - в таком случае никто не может обладать правом на такие выражения и слова.
  2. Новизна. Если знак обслуживания или товарный знак уже похожи на существующее обозначение, то исключительное право на такой знак оформить не получится. Однако, если выпускается продукция совершенного типа и производитель хочет использовать свой товарный знак с уже имеющимся, то это законом не запрещается. В качестве примера можно привести Puma, который можно применить для любой продукции, за исключение спортивной обуви и одежды.
«Право на товарный знак» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Главное правило: товарный знак не должен создавать путанице в голове у потенциального потребителя и не должен маскироваться под известный аналог, исключительное право которого охраняется законом.

Право на товарный знак охраняется государством. Защитой исключительных прав на знаки обслуживания и товарные знаки занимается патентное ведомство Роспатент, а точнее его одно подразделение – Федеральный институт промышленной собственности.

Само по себе исключительное право на товарные знаки есть объект, которым его владелец расппоряжается на свое усмотрение: продает, отдает и прочее.

Действие исключительного права на товарный знак начинается с того момента, когда он прошел регистрацию в государственном патентном ведомстве, а срок его действия ограничен 10 годами, по истечению которых данное право можно продлевать неоднократно. Процедура продления и сама регистрация товарных знаков облагается пошлинами.

На сегодняшний день товарных знаков, что зарегистрированы в Российской Федерации, великое множество, они существуют в самых разнообразных формах. Поэтому создание уникальной символики и названия становится действительно нетривиальной задачей.

Виды и примеры товарных знаков

Сегодня существует целое множество товарных знаков, которые можно классифицировать на такие виды:

  1. Словесные. К словесным товарным знакам, на которые юридическое или физическое лицо может получить исключительное право, можно отнести отдельные слова и словосочетания. Они набираются фирменным и оригинальным шрифтом. Например, Coca-Cola.
  2. Изобразительные. Сюда можно отнести визуальные символы товара, которые в большинстве случае являются их логотипами. Например, надкушенное яблоко на гаджетах корпорации Apple или оригинальный персонаж пингвин на продукции торговой марки Linux.
  3. Смешанные. Данные товарные знаки могут содержать слова и визуальные элементы, которую зачастую соединяются в логотип. Например, звездочка и уникальное написание Mercedes-Benz.
  4. Звуковые. Некоторые товарные знаки можно индивидуализировать только по комбинации определенных звуков. Например, мелодия Intel.
  5. Иные. К таким товарным знакам можно отнести те, которые не попадают в вышеперечисленные категории. Например, голографические, обонятельные и прочие.

Кто может обладать исключительным правом на товарный знак?

Исключительным правом на товарный знак может обладать индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Собственниками для фирменных наименований могут выступать только коммерческие компании.

Гражданский Кодекс Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 1484 закрепляет за правообладателем, иными словами за лицом, на которого товарный знак зарегистрирован, исключительное право пользования на этот знак любыми способами, что не противоречат действующему законодательству. Владелец может распоряжаться как сами товарным знаком, так и исключительным правом на этот знак.

Основной способ применения исключительного права на товарный знак – это размещение специальных обозначений на упаковках продукции компании, в его визуальном оформлении, а также в рекламе (начиная от вывесок и заканчивая объявлениями в интернете). Целью данного метода является индивидуализация продукции предприятия, выделение его ассортимента однородных товаров и создания яркого впечатления о нем. Вышеперечисленные мероприятия помогают стимулировать сбыт продукции.

Поскольку товарный знак – это лицо товара, применение его без разрешения правообладателя запрещается законом и наносит большой ущерб бизнесу. Также негативно влияет и создание аналогов, которые хоть каким-то образом похожи на этот товарный знак и вводят таким образом покупателя в заблуждение. Защита права на товарный знак предполагает запрет на регистрацию и применение схожих обозначений.

Но это еще не значит, что никто, кроме обладателя права на товарный знак, не может им пользоваться. Такую возможность дает заключение специального договора об отчуждении исключительного права на определенный объект интеллектуальной собственности, лицензионного договора или специального договора экономической концессии. Все операции, которые связаны с передачей права на товарный знак другим лицами или его отчуждением, проходят регистрацию в Роспатенте.

Исключительное право на товарный знак может состоять только из трех компонентов:

  1. Право на использование товарного знака любым разрешенным законом способом.
  2. Право на законное распоряжение исключительным правом на товарный знак.
  3. Право выносить запрет на использование товарного знака третьими лицами.

Необходимо иметь в виду, что исключительное право на товарный знак распространяется только на те категории продукции, которые отображены в заявке на регистрацию. Данные категории, которые указаны в Международной классификации товаров и услуг, выбираются заявителем. Похожее обозначение после регистрации может использоваться производителями другого вида продукции, но не того типа товаров и услуг, что производятся правообладателем.

Товарный знак, который прошел регистрацию, должен активно использоваться. Если он долгое время является пассивным, лежит мертвым грузом и не выполняет каких-либо полезных функций для производственной деятельности компании, то заинтересованное лицо может прекратить действие товарного знака, если оно не применялось на протяжении трех лет подряд.

Рассмотрение подобных дел является компетенцией Суда, что занимается интеллектуальными правами первой инстанции. Подобные дела встречаются наиболее часто в его практике, поскольку некоторые хитрые предприниматели стараются взять как можно больше уникальных товарных знаков, чтобы в дальнейшем осуществлять торговлю исключительными правами на них.

Как узаконить исключительное право на товарный знак?

При создании любой компании ей присваивается имя или же фирменное наименование. Если в будущем возникает необходимость, то разрабатывается также коммерческое обозначение или создаются бренды, что могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Зарегистрировав товарный знак, его владелец обеспечивает его законодательной охраной от недобросовестных конкурентов. В соответствии со статьей 1484 Гражданского Кодекса РФ, первый, кто подал заявку на регистрацию, получает закрепление исключительного права на товарный знак. Только после этих действий закон может запретить применение данного товарного знака другими физическими и юридическими лицами в каких-либо коммерческих целях.

Благодаря регистрации товарного знака в компании создается специальный нематериальный актив, которыми она имеет право распоряжаться в соответствии с действующим законодательством. Исключительное право на товарный знак можно перепродать, заключить на него лицензионный договор, а также использовать в качестве залога при получении займа.

Зарегистрировав исключительное право на товарный знак и сочетание в нем различных графических элементов, предприятие получает уникальную фирменную символику, которая полностью готова для использования на упаковках товаров и в рекламных кампаниях.

На логотип, который является результатом творческой деятельности дизайнера, распространяется не только исключительное, но и авторское право. С создателем логотипа заключается договор на формальную передачу прав на его применение, чтобы в будущем у компании не возникало проблем из-за неравномерного и неэффективного использования логотипа.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 23.03.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot