Оценка товарного знака или же торговой марки достаточно тесно связана с анализом развития бизнеса и осуществляется на базе мониторинга целого цикла производства и сбыта продукции услуг данной компании. Данная процедура предполагает точное определение рыночной стоимости изучаемого объекта через обозначение значимости влияния этой отличительной характеристики на величину прибыли компании и реальный объем реализации товаров.
Рисунок 1. Учет особенностей товарных знаков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Товарный знак – запоминающийся и уникальный в своем роде символ, образ или обозначение, позволяющий потребителю отличать продукцию одних производителей от аналогичных товаров других собственников компаний.
Ценность исключительных интеллектуальных прав на товарные знаки и наименования состоит в том, что они полноценно обеспечивают их владельцу определенные и хорошие преимущества в бизнесе. Товарный знак представляет собой мощное орудие в конкурентной борьбе, который дает возможность правообладателю отделить конкретный продукт от аналогов, закрепив за ним определенный статус.
Благодаря грамотной «раскрутке» марка получает популярность и востребованность на рынке, что крайне положительно влияет на стремительный рост продаж и позволяет постепенно поднимать стоимость по отношению к подобным товарам.
Безусловно, в этом вопросе наиболее ключевыми характеристиками являются его всеобщая распространенность, узнаваемость и доверие покупателя, которым пользуется продукция. В итоге все эти аспекты определяют объем реализации товара и услуг, а также прибыль организации и себестоимость фирменного обозначения.
Необходимость оценочной экспертизы
Оценочная экспертиза вышеуказанных объектов может осуществляться при продаже товарных знаков целиком, переоценке действующих активов компании, при взносе в уставной капитал и при определении нанесенного размера ущерба, причиненного правообладателю нелегальным использованием торговой марки.
Оценка стоимости прав на товарный знак – это процесс правильного установления денежного эквивалента, который проводится при составлении исключительного или неисключительного права на него.
Стандарты современной деятельности обязывают оценщика при проведении мониторинга прав на использование обозначений и наименований применять в своей работе затратный, доходный и сравнительный подходы.
Очень важно, чтобы руководство компании смогло рассмотреть в товарном элементе не только источник временных расходов и воспринимало его как некий предмет роскоши.
Это прежде всего хорошие и долгосрочные инвестиции, где своевременная и точная оценка товарного знака может показать, насколько все вложения оправданы.
Этапы оценки товарных знаков
Рыночная зафиксированная стоимость фирменной марки или символа может запросто составлять львиную долю от всех приобретенных активов компании. Эксперты отмечают, что стоимость самых дорогих и узнаваемых брэндов - Coca-Cola, Microsoft, IBM – превышает отметку в 50 миллионов долларов.
Например, год назад корпорация Nokia стоила примерно 67 млрд. евро, тогда как ее осязаемые и многочисленные активы оценивались маркетологами только в 13,6 млрд. евро.
В данной ситуации очевидно, что реальный анализ товарных знаков и других нематериальных активов может значительно увеличить рыночную систематическую капитализацию предприятия в несколько раз. Кроме того, оценка фирменного символа может выступать внутренним оправданием деятельности отдела маркетинга.Также любое обозначение можно применять как основной источник финансирования, который играет главную роль в качестве обеспечения необходимого кредита и снижения капитальных затрат.
Для предотвращения последствий плагиата определенного символа или бренда, производители должны в обязательном порядке застраховать свою марку и оценить нематериальные активы в целях правильного расчет страховой суммы и взносов.
Стоимость предоставляемых услуг по оценке товарного знака определяется сугубо индивидуально и зависит от следующих ключевых факторов:
- трудоемкости выполняемых работ по анализу стоимости товарного обозначения;
- полноты и действительности имеющейся у покупателя информации об объекте оценки;
- сроков выполнения определенного заказа по мониторингу наименований и символов.
При проведении оценки специалист должен оценить стоимость исключительного права на использование товарного знака в отношении продукции, указанной в свидетельстве и дать правообладателю стоимостной эквивалент, выраженный в денежной форме.
Экономические очевидные преимущества, которыми обладают продающиеся под известным брендом товары заключаются в том, что клиент или заказчик уверен в качестве продукта и полностью доверяет этому конкретному производителю. Такие бонусы находят свое выражение в показателях сбыта и продаж, увеличивая товарооборот и расширяя круг покупателей.
Именно финансовые показатели производства и продажи продукции считаются главным аспектом для оценки товарного знака, так как этот анализ осуществляется на базе полного цикла реализации товаров данной компании и предполагает точное определение рыночной стоимости фирменной марки.
На сегодняшний день оценка товарного обозначения предусматривает выполнение следующих работ:
- сбор общих важных данных и их анализ;
- получение специальных сведений об оцениваемом товарном знаке;
- анализ наиболее эффективное;
- использование исследуемого бренда;
- применение уникальных методов и подходов оценки товарного знака;
- оформление итогового решения о стоимости товарного знака.
Торговые марки, товарные знаки и фирменные наименования выступают объектами интеллектуальной деятельности, которые наряду с рядом других объектов приносят действенные и конкретные результаты творческой работы определенного лица или группы лиц в разнообразных сферах. Само определение интеллектуальной собственности подразделяют на две основные категории – промышленную собственность и авторское исключительное право.
К субъектам промышленной деятельности относят разновидность продуктов интеллектуальной собственности, действия с которыми полностью регулируются патентным законным правом. Следует отметить, что термин «промышленная собственность» означает только вид объектов выполняемых работ, а не движимую и недвижимую собственность, которая применяется в производстве. Товарные знаки и элементы обслуживания входят в число этих объектов и функционируют в области коммерческой деятельности.
Фирменные наименования и обслуживания представляют собой некие нематериальные объекты, которые включают в себя собственность юридического или физического лица, поэтому зачастую используются собственниками компаний с целью получения более видимых материальных и нематериальных благ.
Товарные знаки являются важной частью нематериальной деятельности современных организаций, предоставляющие уникальную возможность извлечения прибыли. По этой причине правовая защита необходима просто необходима.
Объекты экспертизы товарных знаков
Экспертиза торговых марок и известных наименований является одним из главных критериев оценки объектов интеллектуальной правовой собственности, необходимость в проведении которой появляется в случаях, напрямую связанных с нарушением авторских прав на определенную продукцию.
Экспертиза объектов занимается исследованием товарных знаков и фирменных элементов на предмет выявления определенного сходства до степени допустимого смещения между изучаемыми товарами. Объектами экспертизы товарных знаков чаще всего выступают следующие виды интеллектуальной собственности:
- фирменное наименование – уникальное обозначение работы, товаров и учреждения;
- товарный знак является одним из видов фирменных обозначений и служит для индивидуализации товаров;
- символ или эмблема – помогают правообладателю выставить свой товар на рынок.
В итоге хочется сказать, что по мере продвижения на мировом рынке стоимость товарного обозначения и фирменного знака неуклонно и стремительно растет, соответственно, эти наименования заслуженно становятся важными элементами имущественного комплекса компаний.
Рыночная стоимость бренда может значительно превысить цену производственных и материальных ресурсов предприятия, поэтому любой метод оценки товарного знака должен как можно больше раскрыть потенциал организации.