Формирование имиджа: специфика
В условиях жесткой конкуренции почти перед каждым предприятием возникает вопрос, как удержать и укрепить свои позиции на рынке, как сохранить и повысить эффективность своей деятельности. Обычно компании используют ряд маркетинговых мероприятий, меняют стратегию, улучшают рекламную поддержку, используют средства стимулирования сбыта и тому подобное.
Ведущие ученые и игроки рынка сходятся в том, что одним из основных факторов успеха компании является лояльность потребителей.
Процесс формирования имиджа происходит стихийно и целенаправленно, а также организованно. В самом первом случае его можно рассматривать, именно как естественный процесс, который произошел спонтанно. При этом результатом становится постепенное формирование гармоничной и яркой индивидуальности.
Также бывает, что уже сложившийся образ вообще не соответствует социальной роли, которую играют люди. Но если все противоречия уж очень выделяются, то шансы хоть на какой-то успех (сделать, например, карьеру) совершенно нереальны.
Но данную ситуацию можно исправить, если предпринять очень активные меры и создать тот образ, который будет полностью соответствовать ожиданиям населения. Но именно в данном случае имидж может выступить в роли маски, а вот успех того, кто за ней стоит, полностью зависит от того, насколько близка личность, которой придется ее примерить, и насколько правильно она будет подобрана. Конечно же, именно от данных двух моментов зависит эффективность выбранной стратегии, а также скорость формирования имиджа, и его гармоничное «срастание» с каждым человеком.
Рисунок 1. Формирование имиджа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Но искусственному формированию имиджа довольно часто доверяют профессионалы, которые владеют основными методиками и познаниями. Данная процедура совершенно индивидуальна и, поэтому предполагает глубокую аналитическую работу и множество других специальных мероприятий.
Имидж может формироваться не только стихийно, но и преднамеренно
Имиджелогия и институт имиджмейкинга существуют именно для разработки практики и теории целенаправленного формирования имиджа профессиональными имиджмейкерами.
В свою очередь, целенаправленная деятельность именно по формированию имиджа заключает в себе осознанную постановку задачи сформировать определенный имидж у конкретного объекта. Данную задачу может поставить перед собой каждый клиент («сформировать такой-то имидж»), заказчик («сформировать самый привлекательный имидж конкретного товара») и сам имиджмейкер.
Так как в имиджелогии (на первом этапе ее становления) существуют разнообразные интерпретации такого понятия, как «формирование имиджа», то совершенно по-разному можно понимать цель данного процесса. В ее определении надо отталкиваться и от понятия «имидж», и от сложившейся практики имиджмейкинга.
Совсем другое, если необходимо изменение или создание определенных качеств у клиента. Тогда деятельность имиджмейкера над качествами личности клиента рассматривается как одна из подцелей по формированию имиджа. Так как при формировании имиджа существует несколько уровней цели:
- Создание у целевой аудитории конкретного мнения о каком-то объекте (образе).
- Образование аттракции, то есть психологическое притяжение к какому-то объекту у членов аудитории (или же от него отторжения).
- Создание в психике у членов аудитории необходимого образа конкретного объекта.
Очень часто при формировании имиджа необходимо создать больше положительного мнения об объекте; но редко (при формировании «инвертированного имиджа») специально создается именно отрицательное мнение.
Основные свойства имиджа
Выделяют следующие основные свойства имиджа:
- Целесообразность является фундаментальным свойством имиджа. Имидж формируется удачно или неудачно. В нем удачно то, что имидж целесообразно обеспечивает продвижение к поставленной цели.
- Проективность имиджа. Сюда относится: экономическая целесообразность имиджа; управляемость имиджа; надежность имиджа; социально-культурная целесообразность имиджа; ведомость имиджа.
- Соответствие потребностям аудитории. Имидж выражает общие явные и скрытые потребности целевой аудитории.
- Доверие аудитории. Нужно определиться с имиджевой политикой: здесь будет иметь место стремление к честным отношениям с потребителями и общественностью или имидж будет носить манипулятивный характер.
- Динамичность. Имидж не является чем-то заданным, сформированным навсегда; он динамичен, его атрибуты постоянно меняются.
- Достоверность. Имидж должен быть правдоподобным, иначе ему не верят, и он не достигает поставленной цели.
Положительное мнение как результат формирования имиджа
Как результат формирования имиджа, положительное мнение является оценкой объекта, который обладает хорошими качествами, а также определенными достоинствами. Он является очень полезным, значимым, отвечающим определенной системе ценностей или аудитории. К примеру:
- «Надо сформировать профессиональный имидж», то есть, это значит необходимо создать у всей аудитории именно положительное мнение о конкретном человеке, как о квалифицированном работнике в этой области.
- «Необходимо сформировать имидж хорошего семьянина», то есть нужно создать только положительное мнение о каком-то человеке, который обладает качествами семьянина.
- «Необходимо создать имидж человека, как кверулянта, то есть жалобщика и склочника, и лжеца (конфабуляций)», или создать именно отрицательное мнение об одном члене коллектива, который претендует на вакантную выборную должность будущего руководителя организации (фирмы, компании).
Конечной целью формирования имиджа является создание психологического притяжения людей (либо аудитории имиджа) к определенному объекту.
Цель формирования имиджа
В результате целью формирования имиджа является создание психологического притяжения (аттракции) у какой-то определенной или неопределенной группы людей к конкретному объекту (к продукции, кандидату в депутаты, компании). Чтобы возникли определенные, последующие действия в отношении данного объекта необходимо: проголосовать за конкретного кандидата; приобрести данную продукцию; стать постоянным клиентом понравившегося банка.