В широком смысле субъектами PR-деятельности являются PR агентства, PR-отделы на предприятиях, специалисты по связям с общественностью и другие лица или специализированные структуры, которые занимаются организацией и проведением PR-кампаний. Более конкретно выделят две группы субъектов: базисные и технологические.
Особенности базисного субъекта PR деятельности
Базисные субъекты связей с общественностью – это те, которые являются основанием для осуществления PR деятельности, для которых проводятся специальные мероприятия и акции.
К ним относятся:
- учреждения и компании в политической, экономической, культурной сфере деятельности, а также спортивные организации и органы государственной власти;
- социальные институты (в области политики, экономики и государственной власти);
- социальные объединения и группы (социально-демографические, религиозные, социально-профессиональные, социально-территориальные, этно-национальные и др.);
- личности или персоны (бизнесмены, государственные, политические и общественные деятели, руководители предприятий, представители шоу-бизнеса и т. п.).
Базисные субъекты подразделяются на предметные и функционально-стратегические субъекты.
Предметные субъекты создают ключевые параметры предмета деятельности по связям с общественностью, который связан с создание оптимального коммуникационного пространства работы соответствующих субъектов. Они могут функционировать в субъектной форме и превращенной субъектной форме.
Первая форма по сравнению со второй обладает непосредственностью субъектностью. Это значит, что эти индивиды обладают свойством быть субъектом активности, независимым от других, т.е. быть носителем какой-то идеи, высказывать свои мнения и переживания и др. Поэтому к прямым предметным базисным субъектам относят индивидов, социальные сообщества, организации и институты.
Превращенные предметные субъекты не имеют собственного субъекта, прямой персонификации индивидов, предприятий. К таким субъектам относятся идеологии, мифологии и подобные им образования.
Понятие технологического субъекта связей с общественностью
Технологическими субъектами считаются те, которые непосредственно занимаются организацией и проведением PR-кампаний.
Технологические субъекты деятельности по связям с общественностью — это отдельные специалисты и специализированные структуры, занимающиеся PR деятельностью на профессиональной основе, а именно осуществляют стратегическое планирование, подготовку и реализацию программ по PR.
В связи с этим технологическими субъектами могут быть индивидуальные специалисты по связям с общественностью, специализированные PR-отделы или службы организаций (к ним относятся и подразделения, в круг обязанностей которых входит осуществление PR деятельности), а также независимые PR-агентства, маркетинговые, рекламные, консалтинговые и другие.
Технологический субъект – это посредник между базисным субъектом и объектом PR деятельности.
Различают следующую классификацию технологических субъектов PR деятельности:
- неинституциональные технологические субъекты (субстанциональные субъекты) (индивидуальные специалисты по связям с общественностью, а также группы этих специалистов, которые функционируют в неинституциональной форме и не являются юридическими лицами);
- квазиинституциональные технологические субъекты (специализированные PR-подразделения коммерческих предприятий, государственных и негосударственных институтов, которые не являются самостоятельными юридическими лицами, но действуют как структурные элементы юридических лиц);
- институциональные технологические субъекты (самостоятельные PR-агентства, консалтинговые фирмы, оказывающие услуги в области политического и коммерческого PR, агентства коммуникационного менеджмента и другие профессиональные участники рынка связей с общественностью, которые являются юридическими лицами).
Объекты PR-деятельности как предмет воздействия субъектов PR
Объектами PR-деятельности являются те, на кого непосредственно направлено PR-воздействие: целевые аудитории, целевые группы, СМИ, общественность и общественное мнение. Это воздействие осуществляется с помощью PR технологий с целью достичь определенных результатов (формирования имиджа, увеличения продаж и др.).
Общественность – это ключевой субъект PR деятельности, который выступает как совокупность личностей и социальных объединений, действующих в публичной сфере. Ими, как правило, движут общие ценности и интересы.
Общественность, которая вовлечена в деятельность по PR называется целевой общественностью, которая имеет важное значение для любой организации. Это сотрудники, потребители, инвесторы, представители средств массовой информации, члены общественных и государственных организаций.
Выделяют две группы общественности в теории и практике связей с общественностью:
- внутренняя общественность – это персонал компании и ее непосредственное руководство;
- внешняя общественность – это лица, которые не входят в состав предприятия, но от них напрямую зависит успех или провал деятельности компании. Это партнеры, акционеры. Инвесторы, потребители, представители власти и общественных организаций, журналисты и др.
Вторым основным объектом деятельности предприятия по PR является общественное мнение. Именно оно подвергается воздействию различных PR средств и технологий. Они позволяют программировать мнение общественности, формировать и манипулировать отношение социума к различным проблемам и корректировать деятельность компании с учетом поведения людей.
В любом случае в процессе коммуникации могут возникать определенные группы общественности, которые при изучении одной и той же проблемы, будут иметь совершенно разные позиции и мнения. Поэтому компаниям следует учитывать мнения разных групп общественности, в том числе и тех, кто вообще не интересуется общественно значимыми вопросами и проблемами.