Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современный этап в развитии российских связей с общественностью

Общая характеристика современного этапа развития российских связей с общественностью

Определение 1

Связи с общественностью – это профессиональная деятельность, связанная с формированием благоприятного общественного мнения о компании, ее деятельности и продукции.

Связи с общественностью делятся на корпоративные и маркетинговые. Первые охватываются все многообразие видов деятельности организации, а вторые нацелены непосредственно на конкретные аудитории. Их инструментальная основа в общем виде представлена на рисунке 1.

Базовые инструменты связей с общественностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые инструменты связей с общественностью. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Российская история связей с общественностью довольно сложна и неоднозначна. На протяжении развития нашей страны она они претерпели немало изменений. Как показывает практика, наиболее активно связи с общественностью в современном их понимании в России стали развиваться не так давно, то есть на последнем (современном) этапе развития. Рассмотрим его более подробно.

Современный этап в развитии российских связей с общественностью – это стадия развития PR-коммуникаций в России, охватывающая период, начиная с конца 80-х – начала 90-х гг. ХХ века, и заканчивая нашими днями.

Конец 1980-х – начало 1990-х годов в были обусловлены целым рядом перемен в нашей стране. Именно в этот период произошел крах Советского Союза, а Россия ступила на путь демократического развития. В экономике страны началась либерализация. В это же время на территории нашей страны были открыты первые представительства международных и иностранных PR-агентств. Появились и первые профильные PR-отделы в отечественных организациях. В большинстве своем они открывались в новых частных фирмах, руководители которых ориентировались на западную модель управления.

«Современный этап в развитии российских связей с общественностью» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Вопрос о природе появления в России специализированных PR-компаний и самостоятельных PR-служб внутри организаций и по сей день волнует ученых. Большинство из них сходится во мнении о двуединой природе их возникновения и развития:

  • с одной стороны внедрению и развитию PR-деятельности способствовали объективные предпосылки, связанные с кризисом рекламы как эффективного средства коммуникации, недоверием к традиционным СМИ, развитием средств массовой коммуникации, необходимостью создания новых форм предвыборной борьбы в рамках становления многопартийной системы и пр.;
  • с другой стороны деятельность по связям с общественностью, так или иначе, на постоянной основе осуществлялась в России в различных сферах всегда, равно как и всегда были лица, несущие ответственность на разработку и распространение идеологии в политической среде, привлечение заказчиков и повышение сбыта в коммерческой среде.

В целом справедливо говорить о том, что имидж связей в с общественностью был позаимствован Россией из западного опыта и, выступая способом подражания западным компаниям, возник одновременно с появлением первых в стране PR-структур. Наибольший вклад в его формирование внесли непосредственно сами представители этой специальности, которые демонстративно подчеркивали нестандартность и новизну своей деятельности, аналоги которой в предшествующем российском историческом опыте отсутствовали. Насколько это плохо или хорошо, сказать невозможно, так как все будет зависеть от приоритезации целей организации, принявшей решение о необходимости реализации целенаправленной деятельности по связям с общественностью. Здесь важно понимать, зачем гонятся инициаторы связей с общественностью – за простым копирования западного опыта или же за эффективным взаимодействием с обществом.

Особенности выстраивания связей с общественностью в современной России

Российская действительность свидетельствует о том, что далеко не все организации (как коммерческого, так и некоммерческого типа) реализуют деятельность по связям с общественностью. Безусловно, ими в той или иной форме проводится работа с целевыми группами, осуществляются контакты с прессой, и формируется мнение общественное мнение об организации. Однако, в большинстве случаев, эту работу проводят не отдельные PR-специалисты, а заместители руководителей по маркетингу, внешним связям и рекламе, а также представители коммерческих или юридических служб организации. Подобная тенденция, будучи весьма характерной в начале 90-х, сохранила свою актуальность и по сей день в тех организациях, которые по-прежнему привержены «советским» традициям, таких как унитарные государственные предприятия, крупные заводы, ч-исследовательские институты и пр.

Совершенно другую позицию в отношении выстраивания связей с общественностью демонстрируют частные корпоративные структуры, организации, созданные с участием иностранного капитала, и предприятия, во главе которых стоит руководство, имеющее представление о западном опыте хозяйствования. Как правило, они стремятся к созданию специальных отделов или даже целых департаментов по связям с общественностью. Обычно их деятельность весьма разнообразна.

Частный бизнес и корпоративные структуры с участием иностранного капитала в своей PR-деятельности стремятся соответствовать передовым образцам западной практике и часто выстраивают систему взаимодействия с общественностью по типу «все как у них».

Так или иначе, в современном мире, в эпоху глобализации и любая уважающая компания должна уделять должное внимание выстраиванию связей с общественностью. Обычно для этого у нее есть два базовых пути:

  • иметь собственное подразделение по связям с общественностью и рекламе;
  • постоянно обращаться к услугам специализированного внешнего агента, то есть передавать функции связей с общественностью на аутсорсинг.

Если в современной компании подобная практика будет отсутствовать, это приведет к тому, что ее имидж в глазах общественности останется недостроенным и незавершенным, а общий уровень конкурентоспособности в условиях рынка существенно упадет.

В целом потенциал развития российских связей с общественностью довольно высок.

Дата написания статьи: 05.12.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot